Профессиональная биография ж пиаже. Основные научные достижения Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта

Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 9 августа (1896-08-09 ) , Невшатель , Швейцария - 16 сентября , Женева , Швейцария) - швейцарский психолог и философ , известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития . Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Возрастная психология. Первый период исследований Жана Пиаже.

    ✪ Возрастная психология. Периодизация развития интеллекта по Жану Пиаже

    ✪ 37 Слово

    ✪ PT202 Rus 40.Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Реферат.

    ✪ Что такое развитие* 7 принципов развития в современной науке

    Субтитры

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии . Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете . Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях -альбиносах . За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками , опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом .

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом , очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж , где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине , создатель теста . Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором в Женеве .

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма , под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов .

Адаптивная природа интеллекта

Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза . Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды - обеспечивается адаптацией, то есть уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов - ассимиляции и аккомодации . С одной стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой - среда влияет на субъект обратным действием.

Развитие структур интеллекта

Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости , которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта.

Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка - закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям :

  • Комбинативность: А + В = С
  • Обратимость: С - В = А
  • Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
  • Общая операция идентичность: А - А = 0
  • Тавтология: А + А = А.

Развитие мышления ребенка

  • врождено,
  • подчинено принципу удовольствия,
  • не направленно на внешний мир,
  • не приспосабливается под внешние условия.

Эгоцентрическое мышление занимает промежуточный этап между логикой аутистической и логикой социализированной, разумной. Переход к эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения - ребенок начинает соотносить принципы удовольствия и реальности.

Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление, которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.

Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение, примерно до 12 лет.

В 7- 12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия .

Характеристики социализированного мышления :

  • подчинено принципу реальности,
  • формируется прижизненно,
  • направлено на познание и преобразование внешнего мира,
  • выражено в речи.

Виды речи

Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и социализированная речь.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является таковой, потому что ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.

Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: монолог , повторение и «монолог вдвоем».

Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5 лет, но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент эгоцентрической речи начинает уменьшаться. Таким образом, эгоцентризм уступает место децентрации , а эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения, коммуникативного воздействия.

Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж. Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление .

Стадии развития интеллекта

Основная статья: Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)

Из названия становится ясно, что этот тип интеллекта касается сенсорной и моторной сфер. В данный период дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. С помощью органов чувств и моторики ребенок исследует окружающий его мир, с каждым днем его представления о предметах и объектах совершенствуются и расширяются. Ребенок начинает использовать самые простые действия, но постепенно переходит к использованию более сложных действий. Путём бесчисленных «экспериментов» ребенок начинает формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами , представлениями во внутреннем плане. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.

Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет):

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Один символ представляет собой определенную сущность, которая может символизировать другую. Например, ребенок во время игры может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками. Мышление ребенка все еще эгоцентрично , он с трудом готов принять точку зрения другого человека. Игра на данном этапе характеризуется деконтекстуализацией и заменой объектов, представляющих другие предметы. Отсроченные имитации ребенка и речь также раскрывают возможности использования символов. Несмотря на то, что дети 3х - 4х лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Данная стадия названа Пиаже дооперациональной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или операций. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится – и взрослые знают это, могут в уме проделать данную операцию, представить процесс. У ребенка на дооперациональной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных операциях довольно слабое или отсутствует.

Еще одной ключевой характеристикой дооперациональной стадии мышления ребенка является эгоцентризм . Ребенку на этой стадии развития тяжело осознать чужую точку зрения, они полагают, что все остальные воспринимают окружающий мир так же, как они.

Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на дооперациональной стадии. Поскольку маленький ребенок не может оценить чужую точку зрения, следовательно, он не в состоянии пересмотреть свои идеи, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет)

На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу.

Из названия данной стадии становится понятно, что речь пойдет об операциях , а именно о логических операциях и принципах, которые используются для решения проблем. Ребенок на этой стадии не только способен использовать символы, но он так же может осуществлять манипуляции с ними на логическом уровне. Смысл определения «конкретная» операция, которое входит в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), происходит по отдельности для каждой проблемы и зависит от её содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Важным достижением этого периода является овладение понятием обратимости , то есть ребенок начинает понимать, что последствия одной операции могут быть аннулированы при помощи совершения обратной операции.

Примерно в 7-8 лет ребенок овладевает понятием сохранения вещества, например, он понимает, что, если из шарика пластилина сделать много маленьких шариков, то количество пластилина не изменится.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями . У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация ), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Формальные операции (11-15 лет)

Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций сталкивается со сложностью применять свои способности в абстрактных ситуациях, то есть ситуациях, которые не представлены в его жизни. Если взрослый скажет "не дразни этого мальчика, потому что у него есть веснушки. Тебе бы было приятно, если бы так обращались с тобой?", ответ ребенка был бы таким: "Но у меня нет веснушек, поэтому никто не будет меня дразнить!" Осознать абстрактную реальность, отличную от его реальности, для ребенка на стадии конкретных операций слишком сложно. Ребенок на этой стадии может придумывать ситуации и воображать объекты, которых не существует в действительности.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция , дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского .

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (

Пиаже Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии . Опираясь на большой экспериментальный материал, Пиаже построил в 30 - 40-х гг. операциональную концепцию интеллекта, которая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих некоторые структурные целостности. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использует исчисления математической логики. Большая заслуга принадлежит Пиаже в развитии экспериментальной психологии: в серии работ он проанализировал механизмы формирования основных психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» - теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению Пиаже, ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания рассматривается как отражение самого объекта, его свойств и активной познавательной деятельности человека. В последние годы жизни Пиаже разрабатывал проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, психологии, биологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т. д.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 341.

Пиаже (Piaget) Жан (9 августа 1896, Невшатель – 16 сентября 1980, Женева) – швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1923–29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937–54).

В ранних работах (1923–1946) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка». – La langage et pensée chez l’enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта». – La psychologie de l’intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде – ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т.н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике». – Traité de logique. P., 1950). Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a l’épistémologie génétique», vol. 1–3. P., 1949–1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.

В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Études d’épistémologie génétique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60–80-х гг. и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т.п.

В.Н. Садовский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 230-231.

Пиаже (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,-16.9. 1980, Женева), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1926-1929), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-1954). Основатель Международного центра генетических эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921-1925) ключом к пониманию мышления ребёнка Пиаже считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923, рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли Пиаже усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта» - «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование так называемых операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Пиаже внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в советской психологии.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Introduction ä l"epistemologie genetique, v. 1-3, P., 1949-50; Les mecanismes perceptifs, P., 1961; L"epistemologie genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.- Генезис элементарных логич. структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).

Литература: Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л. Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И., 1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget phylosophy and the human sciences, ed. by H. J. Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.

Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1923-1929), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-1954). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955) В ранних работах (1921-1925) ключом к пониманию мышления ребенка Пиаже считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923), при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли Пиаже усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему.

Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления, и она не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитый интеллект. Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 213.

Сочинения: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, № 12; Избранные психологические труды. М., 1969; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М., 1983, Схемы действия и усвоение языка // Там же; Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист по детской психологии и психологии развития интеллекта. Биография. После окончания Невшательского университета получил степень доктора естественных наук (1918). Работал в лабораториях Т. Липпса, А. Бине . Ученик Т. Симона . Профессор университетов Невшателя (1926-1929), Женевы (с 1929), Лозанны (1937-1954). С 1929 г. - руководитель Института Ж.-Ж. Руссо, с 1940 г. - заведующий кафедрой экспериментальной психологии и психологической лабораторией Женевского университета. В 1955 г. создал в Женеве Международный центр по генетической эпистемологии. Исследования. В начальный период своей деятельности на основе использования клинической беседы описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру. Эгоцентризм влияет на конструкции детской логики, обусловливая синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. При этом эгоцентризм преодолевается за счет процесса социализации. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выделял следующие стадии: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); конкретных операций (до 12 лет), включающую стадию дооперационального интеллекта (до 6-7 лет); формальных операций (формирующихся до 15 лет).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 420-421.

Сочинения: Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932; Le development de la notion de temps chez 1"envant, 1946; Introduction a la"epistemologie genetique, 1950; Le jugement moral chez l"enfant. P.: P.U.F., 1957; Traide de logique, 1959; Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Генезис элементарных логических структур: классификация и сериа- ция. М.: ЭКСМО, 2002 (совм. с Инельдер Б.); (Ed.) Traite de psychologie experimental. 9 vols. P., 1963-1966 (совм. с Fraisse P.), в рус. иер.: Экспериментальная психология. М., 1966-1978. Т. 1-6; Sagesse et illusion de la philosophie. P.: Presses Universitaires de France, 1965; Объяснение в психологии // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 1-2; Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966; Избранные психологические труды. М., 1969; L"epistemologie genetique. P.: P.U.F., 1970; Генезис восприятия // Экспериментальная психология / Ред. IT. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1978. Вып. 6; Логика и психология // Избранные психологические труды. М.: Между нар. пед. академия, 1994; Психология интеллекта.

Литература: Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967; Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Анциферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981 \Shulman V. L. (Ed.) The Future of Piagetian Theory: The Neo-Piagetians. N. Y.: Plenum, 1985; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Смит Л. Ж. Пиаже// Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Брангье Жан-Клод. Беседы с Жаном Пиаже (первая и вторая) // Психологический журнал. 2000. № 2- 4. Т. 21; 2001. № 2, 5, 6. Т. 22; 2002. № 2,3. Т. 23.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Les mécanismes perceptifs. Modéles probabilistes, analyse génétique, relations avec l’intelligence. P., 1961;

Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965;

L’épistémologie génétique. P., 1970;

Problèmes de psychologie génétique. P., 1972;

Behavior and evolution. N. Y, 1978;

в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В.Инельдер);

Избранные психологические труды. М., 1969;

Экспериментальная психология, редакторы-составители П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994;

Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – В сб.: Семиотика. М., 1983;

Схемы действия и усвоение языка. – Там же.

Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6;

Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, № 12;

Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 1983,

Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Литература:

Лекторский В. Α., Садовский В.Н. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже. – «Вопросы психологии», 1964, № 4;

Флейвелл Д.X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967;

Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981;

Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by H.J.Silverman. N. Y., 1980;

Legendre-Bergeron M.-F. Lexique de la psychologie du dévelopment de J.Piaget. Morin, 1980;

Furth H.G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.–L., 1981;

Revue internationale de philosophie, 1982, № 142–43, fasc. 4;

Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L. – Canberra, 1983;

Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.–L., 1983;

Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.

Жан Вильям Фриц Пиаже - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию.

Биографический очерк

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделённость мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Пиаже разработал свой метод при работе с детьми - метод сбора данных посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к возникновению симптомов.

Адаптивная природа интеллекта

Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды - обеспечивается адаптацией, то есть уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов - ассимиляции и аккомодации. С одной стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой - среда влияет на субъект обратным действием.

Биологическое созревание субъекта не является определяющим для развития индивида, оно лишь создает предпосылки развития.

Развитие структур интеллекта

Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схем действия. В определенный момент развития ребенка схемы действия превращаются в операции. В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.

Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта.

Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка - закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям:

  • Комбинативность: А + В = С
  • Обратимость: С - В = А
  • Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
  • Общая операция идентичность: А - А = 0
  • Тавтология: А + А = А.
Развитие мышления ребенка

Мышление ребенка проходит 3 стадии: аутистическое (0-2/3 года), эгоцентрическое (2/3-11/12) и социализированное мышление.

Аутистическое мышление - это детские фантазии, грезы, образы.

Характерные черты аутистического мышления:

  • врождено,
  • подчинено принципу удовольствия,
  • бессознательно,
  • не направленно на внешний мир,
  • не приспосабливается под внешние условия.
Эгоцентрическое мышление занимает промежуточный этап между логикой аутистической и логикой социализированной, разумной. Переход к эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения - ребенок начинает соотносить принципы удовольствия и реальности.

Пиаже описывает эгоцентризм как познавательную позицию ребенка в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только по отношению к себе. Ребенок, находящийся на стадии эгоцентризма, не способен координировать различные точки зрения на предмет.

Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление, которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.

Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского эгоцентризма и является основной характеристикой детского мышления, которая объясняет неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение, примерно до 12 лет.

В 7-12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия.

Характеристики социализированного мышления:

  • подчинено принципу реальности,
  • формируется прижизненно,
  • направлено на познание и преобразование внешнего мира,
  • выражено в речи.
Виды речи

Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и социализированная речь.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является таковой, потому что ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.

Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: монолог, повторение и «монолог вдвоем».

  1. Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов, ребенку просто нравится их повторять, при этом не преследуется ни цели обращения к кому-то, ни цели осмысленного произношения.
  2. Монолог. Ребенок говорит сам с собой, он будто думает вслух. Он ни к кому не обращается. Для ребенка слово является близким к действию, в отличие от взрослых людей.
  3. Монолог вдвоем или коллективный монолог. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо демонстрирует парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и, в самом деле, быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник - только возбудитель».
Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5 лет, но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент эгоцентрической речи начинает уменьшаться. Таким образом, эгоцентризм уступает место децентрации, а эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения, коммуникативного воздействия.

Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж. Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление.

Стадии развития интеллекта

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)

Из названия становится ясно, что этот тип интеллекта касается сенсорной и моторной сфер. В данный период дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. С помощью органов чувств и моторики ребенок исследует окружающий его мир, с каждым днем его представления о предметах и объектах совершенствуются и расширяются. Ребенок начинает использовать самые простые действия, но постепенно переходит к использованию более сложных действий. Путём бесчисленных «экспериментов» ребенок начинает формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.

Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет):

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Один символ представляет собой определенную сущность, которая может символизировать другую. Например, ребенок во время игры может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками. Мышление ребенка все еще эгоцентрично, он с трудом готов принять точку зрения другого человека. Игра на данном этапе характеризуется деконтекстуализацией и заменой объектов, представляющих другие предметы. Отсроченные имитации ребенка и речь также раскрывают возможности использования символов. Несмотря на то, что дети 3х - 4х лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Данная стадия названа Пиаже дооперациональной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или операций. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится - и взрослые знают это, могут в уме проделать данную операцию, представить процесс. У ребенка на дооперациональной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных операциях довольно слабое или отсутствует.

Еще одной ключевой характеристикой дооперациональной стадии мышления ребенка является эгоцентризм. Ребенку на этой стадии развития тяжело осознать чужую точку зрения, они полагают, что все остальные воспринимают окружающий мир так же, как они.

Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на дооперациональной стадии. Поскольку маленький ребенок не может оценить чужую точку зрения, следовательно, он не в состоянии пересмотреть свои идеи, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет)
На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу.

Из названия данной стадии становится понятно, что речь пойдет об операциях, а именно о логических операциях и принципах, которые используются для решения проблем. Ребенок на этой стадии не только способен использовать символы, но он так же может осуществлять манипуляции с ними на логическом уровне. Смысл определения «конкретная» операция, которое входит в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), происходит по отдельности для каждой проблемы и зависит от её содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Важным достижением этого периода является овладение понятием обратимости, то есть ребенок начинает понимать, что последствия одной операции могут быть аннулированы при помощи совершения обратной операции.

Примерно в 7-8 лет ребенок овладевает понятием сохранения вещества, например, он понимает, что, если из шарика пластилина сделать много маленьких шариков, то количество пластилина не изменится.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Формальные операции (11-15 лет)

Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций сталкивается со сложностью применять свои способности в абстрактных ситуациях, то есть ситуациях, которые не представлены в его жизни. Если взрослый скажет "не дразни этого мальчика, потому что у него есть веснушки. Тебе бы было приятно, если бы так обращались с тобой?", ответ ребенка был бы таким: "Но у меня нет веснушек, поэтому никто не будет меня дразнить!" Осознать абстрактную реальность, отличную от его реальности, для ребенка на стадии конкретных операций слишком сложно. Ребенок на этой стадии может придумывать ситуации и воображать объекты, которых не существует в действительности.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык - это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге « » (1934) вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Публикации на русском:

Пиаже Ж. . - М., 1994.
Пиаже Ж. . - М., 1994.
Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. - М., 1983. - С. 133-136.
Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. - М., 1984.
Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с. (а также: Вопросы философии. - 1993. - № 5)
Пиаже Ж. . // Избр. психол. труды. – М., 1969.
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии, 1966, №4.
Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.

Публикации на английском:

Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children (New York: International University Press, 1952) .
Piaget, J. The Moral Judgment of the Child (London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co., 1932) .
Piaget, J. The construction of reality in the child (New York: Basic Books, 1954) .
Piaget, J. Play, Dreams and Imitation in Childhood (New York: Norton, 1962) .
Piaget, J. The Language and Thought of the Child (London: Routledge & Kegan Paul, 1962) .
Piaget, J. With Inhelder, B., The Psychology of the Child (New York: Basic Books, 1962) .
Piaget, J. With Inhelder, B., The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence (New York: Basic Books, 1958) .
Piaget, J. The Child"s Conception of the World (London: Routledge and Kegan Paul, 1928) .
Piaget, J. The Psychology of Intelligence (London: Routledge and Kegan Paul, 1951) .
Piaget, J. With Inhelder, B., The Child"s Conception of Space (New York: W.W. Norton, 1967).
Piaget, J. "Piaget"s theory" in P. Mussen (ed.), Handbook of Child Psychology, Vol. 1. (4th ed., New York: Wiley, 1983).
Piaget, J. The Child"s Conception of Number (London: Routledge and Kegan Paul, 1952) .
Piaget, J. Structuralism (New York: Harper & Row, 1970) .
Piaget, J. Genetic epistemology (New York: W.W. Norton, 1971).
Piaget, J. The early growth of logic in the child (London: Routledge and Kegan Paul, 1964) .
Piaget, J. Biology and Knowledge (Chicago: University of Chicago Press, 1971) .
Piaget, J. Science of education and the psychology of the child (New York: Orion Press, 1970) .
Piaget, J. The child"s conception of physical causality (London: Kegan Paul, 1930) .
Piaget, J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1977) .
Piaget, J. Six psychological studies (New York: Random House, 1967) .
Piaget, J. The Equilibration of Cognitive Structures: The Central Problem of Intellectual Development (Chicago: University of Chicago Press, 1985) .
Piaget, J. Child"s Conception of Geometry (New York, Basic Books, 1960) .
Piaget, J. To understand is to invent: The future of education (New York: Grossman Publishers, 1973) .
Piaget, J. Massimo Piattelli-Palmarini (ed.), Language and learning: the debate between Jean Piaget and Noam Chomsky (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980) .
Piaget, J. The Principles of Genetic Epistemology (New York: Basic Books, 1972) .
Piaget, J. The Grasp of Consciousness: Action and concept in the young child (London: Routledge and Kegan Paul, 1977) .
Piaget, J. The Mechanisms of Perception (New York: Basic Books, 1969) .
Piaget, J. Psychology and Epistemology: Towards a Theory of Knowledge (Harmondsworth: Penguin, 1972)
Piaget, J. Logic and Psychology (Manchester: Manchester University Press, 1953).
Piaget, J. Memory and intelligence (New York: Basic Books, 1973)
Piaget, J. The Origin of the Idea of Chance in Children (London: Routledge and Kegan Paul, 1975) .
Piaget, J. Mental imagery in the child: a study of the development of imaginal representation (London: Routledge and Kegan Paul, 1971) .
Piaget, J. Intelligence and Affectivity. Their Relationship during Child Development (Palo Alto: Annual Reviews, 1981) .
Piaget, J., Garcia, R. Psychogenesis and the History of Science (New York: Columbia University Press, 1989) (1961).
Piaget, J. The Growth of the Mind.

Знаменитый психолог появился на свет 9 августа 1896 года в швейцарском Невшателе. Эта область Швейцарии была населена французами. Изготовленные здесь часы по-прежнему пользуются популярностью во всем мире. Родным языком Жана стал французский, однако он великолепно владел и другими европейскими языками.

Отец Пиаже был профессором университета и великолепно разбирался в европейской литературе. Он также увлекался естественными науками и историей. Отец стремился всячески развивать умственные способности Жана.

Матери будущего психолога была свойственная широта взглядов и интересов. Благодаря ей Жан приобщился к движению христиан-социалистов. В ряде своих работ по социологии Пиаже критически высказывался против бурно развивающегося капитализма. Однако впоследствии Пиаже оставил свои занятия политикой, полностью сосредоточившись на научных исследованиях.

С юных лет Жан Пиаже проявил недюжинные способности: первое научное исследование он провел в возрасте 10-ти лет. Результаты его изысканий были опубликованы в местном издании объединения юных натуралистов.

В 1915 году Пиаже окончил университет в родном городе и получил диплом биолога. Через три года он становится доктором наук. Среди других дисциплин Пиаже изучал возрастную психологию. Психоанализ он постигал самостоятельно.

В 1923 году Пиаже вступил в брак с Валентин Шатенау, которая одно время была его студенткой. В семье психолога было трое детей.

Работы Пиаже в области психологии

Научное творчество Пиаже начинается сочинением о психоанализе и его связи с детской психологией, опубликованным в 1920 году. Годом позже ученый начал исследования, заложившие краеугольный камень в психологию развития. Пиаже интересовали вопросы, связанные с развитием мышления и речи ребенка. Он открыл существование так называемой эгоцентрической речи, исследовал ее регулирующую функцию. Это открытие впоследствии получило всеобщее признание.

Изучая данные тестов на оценку интеллекта, Пиаже обратил внимание на существенную разницу между ответами детей разного возраста. Оказалось, что младшие часто дают неверные ответы на вполне определенные вопросы теста. Ученый сделал закономерный вывод о том, что познавательные процессы детей в корне отличны от когнитивных процессов взрослых людей.

В 1920 году Жан Пиаже обратил внимание на доклад на Шестом международном конгрессе психоаналитиков, прошедшем в Гааге. Выступление его коллеги касалось вопроса о происхождении и развитии речи. Выводы доклада оказали сильное влияние на развитие взглядов Пиаже. Он задумал серию необычных экспериментов, которые легли в основу теории умственного развития.

В 1921 году Жан Пиаже вступил в должность директора по науке женевского Института Руссо. В последующие годы он преподавал психологию, философию науки и социологию в университете родного города. Долгие годы Пиаже руководил Международным бюро просвещения, делая ежегодные доклады на конференциях.

Более двадцати лет Пиаже руководил Центром генетической эпистемологии.

Другие публикации автора

Основные публикации:

  1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
  2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.
  3. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. - М., 1983. - С. 133-136.
  4. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. - М., 1984.
  5. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с. (а также: Вопросы философии. - 1993. - № 5)
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избр. психол. труды. – М., 1969.
  7. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии, 1966, №4.
  8. Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.

Работы:

  1. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children (New York: International University Press, 1952) .
  2. Piaget, J. The Moral Judgment of the Child (London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co., 1932) .
  3. Piaget, J. The construction of reality in the child (New York: Basic Books, 1954) .
  4. Piaget, J. Play, Dreams and Imitation in Childhood (New York: Norton, 1962) .
  5. Piaget, J. The Language and Thought of the Child (London: Routledge & Kegan Paul, 1962) .
  6. Piaget, J. With Inhelder, B., The Psychology of the Child (New York: Basic Books, 1962) .
  7. Piaget, J. With Inhelder, B., The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence (New York: Basic Books, 1958) .
  8. Piaget, J. The Child"s Conception of the World (London: Routledge and Kegan Paul, 1928) .
  9. Piaget, J. The Psychology of Intelligence (London: Routledge and Kegan Paul, 1951) .
  10. Piaget, J. With Inhelder, B., The Child"s Conception of Space (New York: W.W. Norton, 1967).
  11. Piaget, J. "Piaget"s theory" in P. Mussen (ed.), Handbook of Child Psychology, Vol. 1. (4th ed., New York: Wiley, 1983).
  12. Piaget, J. The Child"s Conception of Number (London: Routledge and Kegan Paul, 1952) .
  13. Piaget, J. Structuralism (New York: Harper & Row, 1970) .
  14. Piaget, J. Genetic epistemology (New York: W.W. Norton, 1971).
  15. Piaget, J. The early growth of logic in the child (London: Routledge and Kegan Paul, 1964) .
  16. Piaget, J. Biology and Knowledge (Chicago: University of Chicago Press, 1971) .
  17. Piaget, J. Science of education and the psychology of the child (New York: Orion Press, 1970) .
  18. Piaget, J. The child"s conception of physical causality (London: Kegan Paul, 1930) .
  19. Piaget, J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1977) .
  20. Piaget, J. Six psychological studies (New York: Random House, 1967) .
  21. Piaget, J. The Equilibration of Cognitive Structures: The Central Problem of Intellectual Development (Chicago: University of Chicago Press, 1985) .
  22. Piaget, J. Child"s Conception of Geometry (New York, Basic Books, 1960) .
  23. Piaget, J. To understand is to invent: The future of education (New York: Grossman Publishers, 1973) .
  24. Piaget, J. Massimo Piattelli-Palmarini (ed.), Language and learning: the debate between Jean Piaget and Noam Chomsky (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980) .
  25. Piaget, J. The Principles of Genetic Epistemology (New York: Basic Books, 1972) .
  26. Piaget, J. The Grasp of Consciousness: Action and concept in the young child (London: Routledge and Kegan Paul, 1977) .
  27. Piaget, J. The Mechanisms of Perception (New York: Basic Books, 1969) .
  28. Piaget, J. Psychology and Epistemology: Towards a Theory of Knowledge (Harmondsworth: Penguin, 1972)
  29. Piaget, J. Logic and Psychology (Manchester: Manchester University Press, 1953).
  30. Piaget, J. Memory and intelligence (New York: Basic Books, 1973)
  31. Piaget, J. The Origin of the Idea of Chance in Children (London: Routledge and Kegan Paul, 1975) .
  32. Piaget, J. Mental imagery in the child: a study of the development of imaginal representation (London: Routledge and Kegan Paul, 1971) .
  33. Piaget, J. Intelligence and Affectivity. Their Relationship during Child Development (Palo Alto: Annual Reviews, 1981) .
  34. Piaget, J., Garcia, R. Psychogenesis and the History of Science (New York: Columbia University Press, 1989) (1961).
  35. Piaget, J. The Growth of the Mind.

С этим автором также ищут:

Биография

Жан Пиаже родился в городе Нёвшатель, столице франкоговорящего кантона Нёвшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, и даже опубликовал несколько научных работ до окончания школы. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 г. Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г. Умер Пиаже в Женеве 16 сентября 1980.

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности - это связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того, как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается "равновесие".

Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом "сенсомоторного периода". Ребенок в этом возрасте способен решать различные невербальные задачи: он ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Малыш может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон под действием силы тяжести, а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

Следующий этап, "дооперациональная стадия", характеризуется символическим, или концептуальным, пониманием мира и связана с освоением языка. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии "конкретных операций". Теперь он понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии "формальных операций". На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность манипулировать ими в уме. Эта концепция получила название генетической эпистемологии; кроме того, Пиаже выдвинул гипотезу, что сама наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа "истин".