Критический период в жизни женщины. Кризисные периоды в жизни женщины. Что делать и как пережить? Характеристика кризисных периодов разных лет жизни

/ Гороскоп жизни и смерти

Взаимосвязь между средней продолжительностью жизни людей и знаком Зодиака, под которым они были рождены, не показывает конкретных причин, по которым человек уходит в мир иной, (для этого есть асценденты - скопление планет в домах гороскопа), однако тяга к риску, притягивание смертельных ситуаций и предрасположенность к определённым заболеваниям каждого знака Зодиака действительно позволяет предположить, что загадка гороскопа смерти кроется в зодиакальных мистериях.

Напомним, что по статистике мужчины живут в среднем 52,4 года, а женщины - 61,6.

А что говорит астрологическая статистика?..

Определим среднюю продолжительность жизни представителей Зодиака в порядке возрастания, затем объединим их в группы:

Группа 1. Близнецы, Телец, Овен, Скорпион

Низкая продолжительность жизни: от 50 до 60 лет, что примерно на два года меньше общей средней статистической.

Главные факторы риска:

  • слабое здоровье;
  • уязвимость к стрессу;
  • высокий риск травм;
  • утечка энергии.

Оказывается, самая низкая средняя продолжительность жизни у людей, рождённых под знаком Близнецы.

Частичная или полная перепубликация допускается только с письменного разрешения автора либо администрации , активная ссылка на www..

Последние считаются самыми опасными, и потому предлагаем рассмотреть их поподробней.

Какими бывают кризисы?

Критические возрастные и личностные периоды имеют такие характерные черты:

  • Наступают они незаметно, и сложно уточнить, когда именно начался кризис, и когда закончился. Пик, то есть, кульминация или обострение, приходится на середину периода. Уж тогда он становится заметным даже окружающим;
  • Человек на время становится асоциальным. Это проявляется в виде снижения его работоспособности, увеличения количества конфликтных ситуаций, внутренних переживаний и неподатливости воспитательным мерам (если речь идет о ребенке);
  • Во время трудных периодов личность теряет много из того, что ранее приобрела, ей становится свойственным разрушать, а не творить.

Все критические периоды жизни каждого человека состоят из следующих ступеней:

  • предкритической;
  • непосредственно кульминационной или критической;
  • посткритической.

Кризис новорожденных

Критический период у только что рожденного ребенка так и остался бы незамеченным, если бы не вездесущие китайцы. Именно они установили его присутствие, изучив изменения в весе младенца.

Ко всему прочему, благодаря точной и новейшей аппаратуре, стало известно, что еще во внутри материнской утробы плод может улыбаться или гримасничать, выражая свои эмоции. А если есть эмоции, то есть и периоды их становления.

Кризис жизни новорожденного – явление уникальное и неповторимое. Дело в том, что ребенок полностью зависит от взрослых, не способен выражать потребности в словесной форме, и вынужден начать новый этап существования вне материнского лона. Причем все это наваливается на него в один момент, а именно – в момент разрешения от бремени.

Буквально сразу же после рождения, новый человек приобретает так называемый комплекс оживления, который проявляется в виде:

Сроки возникновения младенческого критического периода могут многое рассказать о том, насколько нормально развивается психика новорожденного.

Кризис 1-го года

В это время ребенок начинает говорить.

Вместе с этим, происходит своеобразный регресс его развития, что заметно по таким симптомам:

  • нарушениям, возникающим буквально во всех биоритмических процессах;
  • эмоциональным аномалиям;
  • дисфункциям удовлетворения стандартных потребностей.

Такой сложный период не считается самым острым, а потому редко остается незамеченным со стороны родителей.

А вот 3-х летний возраст – самый тяжелый из всех детских сложных периодов.

Симптомами приближающегося кризиса можно считать следующие изменения в поведении ребенка:

  • острая заинтересованность своим отражением;
  • болезненно переживание допущенных ошибок;
  • интерес к нарядам и противоположному полу;
  • негативизм и желание все делать наоборот;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • своеволие;
  • бунты и протесты против взрослых;
  • деспотизм, ревность и обесценивание значимости родных и близких.

Это время можно назвать самым трудным в семейной жизни, поскольку всем опекунам ребенка нужно принять единую позицию, и научить малыша соотносить свое «хочу» с возможностями родных и личным «могу».

Самый оптимальный выход – занять малыша игрой, дать ему поле для собственной деятельности: кружки, секции и прочее.

Юношеский кризис

Возрастные категории этого этапа становления личности втискиваются в рамки от 16 до 18 лет. Юному созданию нужно перестать быть ребенком, и чуть ли не в один момент дорасти до взрослого. Ему предстоит понять свою смертность, начать активно искать смысл существования и научится регулировать свои поступки в соответствии с общепринятыми нормами и законами.

Кризис средних лет

В это время человек, доживший долет, начинает понимать, то все его надежды потерпели крах. По чем это можно заметить? К примеру, женщину не устраивает ее отражение в зеркале, она осознает, что много чего не сделала, и уже не сделает, многого уже и вовсе не будет, ведь не 20 лет-то, в самом деле.

И если представительницы слабого пола свой кризис переносят не радикально, то мужчины отрываются на полную катушку. Критические периоды в своей семейной жизни они решают путем ухода к любовницам, сменой работы, гражданства, страны проживания и все в таком масштабном духе.

Подобные критические периоды в семейных отношениях могут протекать в нескольких форматах, а именно:

  • в острой форме, когда человек за несколько недель или пару месяцев полностью меняет свою жизнь;
  • подострой форме, при которой личность потихоньку экспериментирует с переменами, и это может продолжаться несколько лет подряд;
  • вялотекущей форме, которая вообще никак не проявляется.

Кризис пожилых людей

Он наступает после 60-ти лет, и поводом войти в него служит все то же отражение в зеркале.

По сути, человек начинает активно искать вариант стать бессмертным: активно лечится, оздоравливается, избегает нагрузок и прочее.

Но старость не дает ни одного шанса на вечную жизнь, и остается только одно - научиться извлекать истинное удовольствие из оставшихся лет, и не омрачать их мыслями о скорой кончине.

Это далеко не все, что придется прожить каждому и нас на протяжении всего своего существования: сложности в отношениях с окружающими, критические периоды брака, этапы становления карьеры.

Все это требует от нас выносливости, терпения и умения стойко переносить невзгоды.

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • вязание (678)
  • живопись, графика (543)
  • Здоровье, красота (524)
  • Разное (432)
  • психология (428)
  • фотография (321)
  • кулинария (275)
  • полезное для блога (252)
  • гардероб (250)
  • путешествия (240)
  • Личность, биография, портрет (224)
  • юмор (214)
  • поэзия (211)
  • для дома и дачи (176)
  • красивые картинки, фото (175)
  • фотошоп (159)
  • музыка (129)
  • видео (125)
  • афоризмы, цитаты (103)
  • красивости (90)
  • программы (71)
  • куклы (67)
  • макияж,make-up (56)
  • шоппинг (54)
  • религия (49)
  • Истории любви. (37)
  • правила жизни (37)
  • личное (34)
  • тесты (34)
  • вышивка (22)
  • прогулки по Москве (22)
  • Скрап наборы, клипарты (21)
  • отдых (16)
  • упражнения (11)
  • видеоуроки (8)

-Видео

-Музыка

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Майка. Филейное вязание.

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Интересы

-Постоянные читатели

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Что такое кризис?

Продолжение. Начало смотри здесь

Кризисные ситуации. Что такое проблема?

«…тому будет приказано, кто не может повиноваться самому себе.»

Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь как бы со стороны, то есть происходит оценка сложившихся обстоятельств. Не надо опускать руки перед проблемами, возникающими на вашем жизненном пути или бежать от них, все в ваших руках. Что такое проблема? Воспринимайте ее как задачу, которую необходимо решить, ее цель научить вас чему-то. В последствии приобретенные знания перерастают в умение строить свою жизнь именно так, как мы того желаем. Не хотите решать их по мере поступления? Тогда имейте в виду, что тем самым вы создаёте себе преграды (кризисные ситуации), чем больше нерешенных проблем, тем выше баррикада, выстроенная вами. Не решив первую задачу, последующая будет содержать на одно неизвестное больше, так как ответ из предыдущей задачи вводится как некое значение, которые вам должно быть уже известно. И вот вам подсказка, чтобы разрешить накопившиеся проблемы, тормозящие вас на пути к желаемому, проанализируйте их и начните с решения той, которая являлась первым кирпичиком в построении имеющейся на данный момент преграды, а затем поэтапно разбирайте последующие. Для ясности хотелось бы уточнить, учитесь вы для себя, а жизнь как экзаменатор через ситуации будет проверять вас. Мы часто говорим: «Я это знаю и понимаю», но почему-то когда возникает ситуация с «изученной» проблемой мы действуем по привычке, забывая о наших знаниях и понимании. Материал должен быть усвоен вами на уровне умения, и только тогда экзамен на аналогичную тему не повторяется. Впадать в крайности тоже не стоит, научитесь своевременно замечать задачи, поставленные перед вами, и не надумывайте себе лишних, уподобляясь человеку, несущему чемодан без ручки.

Последовательность критических периодов

Всему свое время, и время всякой вещи под небом

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже. Как всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и развитие человека - эта одна из сложных форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды - только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

Рождение - это кризис (кризис новорожденного), т.к. родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Ребенок растерян, когда приходит в этот мир, он кричит, ничего не понимает и никого не знает. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).

Следующим жизненным кризисом является кризис одного года. На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди - любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности. Здесь ребенок становится на ноги и овладевает речью. Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период. Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», старается показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так. Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

Семь лет - очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходит социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д. В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно. Кризис 13 лет описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более, чем в иные периоды. При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения. В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности. Когда человек достигает возраста тридцати пяти - тридцати семи лет, то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты. В пятьдесят три - пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения. Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к завершению жизни. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно. В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Социальная ситуация развития

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому человек приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.

Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятии внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого человека и внутренней активности его психических функций. Но сказать это - значит одновременно сказать и нечто еще. Мы видим, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания человека и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Человек к концу кризиса становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в его начале. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между человеком данного возраста и социальной действительностью. И если человек изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития человека, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследование показывает, что такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.

Как на мокром асфальте стекает куда-то вода

Стой! Посмотри! Иди!

Слышу вновь я звон мгновенья!

Эх, вот взял бы кто да направил.

В конце? - Начало. Новое «Я». И что же?

Спросите вы зачем? Куда? Будет ли? Где? И что же. -

Вы посмотрите в мои глаза.

В статье использованы работы: Л. С. Выготского, З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, С. Киркегора, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, В. Савельева, Н. Ю. Маркиной, О. Сатова, Т. Н. Сибирцевой, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, А. Бебеля, М. Лайтмана, О. К. Полукордене

Ваши комментарии

Оставить комментарий

Часть 8 - Кризисные периоды в жизни человека

8 основных психологических кризисов человека

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

Следующий кризис (лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Наступает этот кризис где - то в возрастелет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Один из самых сложных этаповлет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым » наступают на пятки » более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: » Кто я есть? » и » Куда я иду? «. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

Самый опасный возраст в жизни человека

Люди с давних времен обращали внимание на некую закономерность в течении человеческой жизни. И согласно древним эзотерическим учениям вся жизнь человека делится на семилетние периоды, каждый из которых соответствует одному из 12 знаков зодиака. Таким образом, каждые семь лет мы проходим полный цикл и проживаем жизнь в миниатюре, умирая и возрождаясь снова. А отведено нам согласно этим расчетам 84 года существования на Земле. Понятно, что наука долгое время не воспринимала выкладки астрологов всерьез. Однако, оказывается, нет дыма без огня.

Ведущий научный сотрудник лаборатории регуляции биосинтеза белка Института биохимии им. А. Н. Баха РАН доктор биологических наук Александр Малыгин составил таблицу «пиков смертности», то есть периодов жизни, наиболее опасных для человека. Ученый пришел к выводу, что за периодами повышенной жизнестойкости организма неминуемо следуют этапы, когда жизнь буквально висит на волоске.

А началось с того, что в лабораторной популяции мышей ученый совершенно случайно обнаружил самца с задержкой роста, вызванной передающейся по наследству мутацией. Его скрестили с нормальной самкой, и у них появилось потомство. Части детенышей аномалия не передалась, и они развивались нормально, другие же, получившие ген мутации от родителей, в возрасте 15-30 дней существенно отставали в развитии. Этот период задержки роста был критичным: треть грызунов по тем или иным причинам погибала в возрасте от 25 до 35 дней. Ученый решил посмотреть, что будет дальше происходить с этим потомством и не проявятся ли и впоследствии подобные всплески смертности. Оказалось, что на 270-400-е сутки жизни, а также на 520-670-е сутки приходились еще одни критические периоды, хотя и менее четко выраженные.

Заинтересовавшись этой тенденцией, наблюдавшейся у мышей с генной мутацией, Александр Малыгин решил продолжить свои исследования и изучить опасные периоды жизни у обычных грызунов. Выяснилось, что на них эта закономерность тоже распространяется, хотя отслеживается и не так четко.

Верна ли данная гипотеза в отношении человека? Ученый отмечает, что принципиальных различий между жизненными ритмами у человека и других биологических видов нет. Так, первый пик смертности грызунов в пересчете на возраст Нomo sapiens приходится на 12-19 лет. Другой критический период приблизительно соответствовал человеческим 60 годам. Не исключено, что такие пики повышенной смертности могут быть связаны с ослаблением защитных механизмов организма. Поскольку подобно половому созреванию, вынашиванию плода и другим физиологическим процессам пики смертности привязаны к возрасту, ученый предположил, что они тоже могут быть запрограммированы.

Но неужели и в самом деле длительность жизни - это написанная кем-то программа? Интересно, что в ответе на этот вопрос мнения представителей официальной науки и «несистемщиков» не так уж сильно расходятся. Любопытно, например, что подтверждение теории пиков смертности можно найти в анналах официальной медицины. «12-19 лет - это возраст значительного всплеска смертности, связанного с изменением человека и переходом из одного состояния в другое: от девочки к девушке, от мальчика к юноше, - отмечает старший научный сотрудник лаборатории физико-химических основ регуляции биологических систем Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН Александр Халявкин. - В этот период резко меняется общая сопротивляемость организма, происходит перестройка психологических установок растущего человека. К возрасту 12-14 лет ряд параметров организма (например, темп его развития, мощность иммунной системы), достигнув наивысших значений, начинают снижаться».

Некие закономерности взаимосвязи возраста и наступления смерти также можно отыскать в статистике госпитализируемых пациентов. «Если не брать в расчет несчастные случаи, а смотреть общую картину, то можно выделить следующие критические возрастные периоды: 22-27 лет, 37-43 и 56-62, - отмечает дежурный врач приемного отделения одной из столичных клиник кандидат медицинских наук Александр Морозов. - В основном люди в этом возрасте попадают в клинику по каналам срочной госпитализации, то есть по «скорой». Конечно, большинство поступающих не умирают - им оказывается необходимая помощь, но если бы этого не произошло, летальный исход был бы неминуем. Как правило, речь идет о резко обострившихся хронических заболеваниях или о запущенных случаях болезней инфекционного характера».

Как объяснить такую цикличность? Медики склонны полагать, что всему виной физиологические причины, по которым организм с некой периодичностью «разжимает кулаки». А вот эзотерики убеждены, что по такому принципу вращается Сансара - колесо жизни. И наука сегодня просто постепенно начинает осознавать то, что было известно еще древним мудрецам. Например, долгое время идеи о семилетних циклах жизни человека представлялись нам сказочными сюжетами. В самом деле, во множестве сказок число семь присутствует прямо или косвенно: мертвая царевна и семь богатырей, семь Симеонов, цветик-семицветик. Однако уже доказано, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются - и начинается следующий жизненный цикл. Основные расхождения в вопросе о цикличности жизни пока лишь в деталях. Действительно, одни эзотерики говорят о 7-летних возрастных циклах, а другие считают, что жизнь человека состоит из 9-летних циклов. Но вне зависимости от того, 7 или 9 лет длится один жизненный период, каждый переход в следующий цикл является критическим, сопровождаясь серьезными потрясениями и пересмотром ценностей.

«Энергия опыта человека с каждым новым жизненным циклом накапливается, а вместе с тем накапливаются и его отрицательные поступки, - комментирует психолог-эзотерик Светлана Качевская. - К концу каждого цикла физическое состояние действительно может ухудшаться, обостряются хронические болезни. В это время человек попадает в переломные жизненные ситуации. В то же время окончание очередного цикла - это знак человеку, что он уже кармически отработал данный период, что нужно двигаться дальше. В этот момент стоит задуматься о том, чтобы что-то изменить в своей жизни: к примеру, уйти на другую работу или переехать на новое место жительства. Очень важно заметить происходящее и суметь воспользоваться данным шансом».

Непонятным остается пока, пожалуй, главное: почему все же наиболее критические периоды в жизни человека приходятся на возраст 12-19 и 60 лет? Эзотерики объясняют это так: в возрасте 12-19 лет человек начинает брать управление своей жизнью в собственные руки, что является весьма ответственной задачей. В эти годы человек уже разумен и обучен в достаточной мере, чтобы собственными силами решать множество вопросов, но он все еще юн и не осведомлен о многих вещах, позволяет себе ввязываться в кармы, которых постарался бы избежать, будучи взрослым. Не всем удается пройти через это испытание.

А 60 лет - это возраст переоценки. Человек начинает задумываться о завершении своих дел. Большинство людей в этом возрасте сами для себя решают, что прожито достаточно, и перестают держаться за жизнь.

Чем ответит на это наука? «Наша задача на ближайшее будущее - поиск закономерностей, связанных с пиками смертности», - говорит Александр Малыгин. Исследователь уверен, что на эти периоды жизни запрограммирована не сама смерть, а изменения чувствительности организма к каким-то разрушающим воздействиям внешней среды. Понимание того, как устроен и работает этот механизм, может открыть в самом ближайшем будущем перспективы по программированию жизни. Если мы будем знать заранее о приближении черных полос, то сможем к ним подготовиться, чтобы с минимальными потерями перейти на следующий уровень - светлую полосу. А еще ученый не сомневается, что новое знание предоставит шанс продлить жизнь человека до видового максимума - около 105 лет. Поживем - увидим.

Безусловно, взаимосвязь возраста и смертности присутствует, но говорить о какой-то закономерности этих значений пока не приходится. Скорее смертность может быть связана с обострением хронических заболеваний, которые, как правило, проявляются к определенному возрасту. Я считаю, что теория о неких жизненных циклах, включающих цикл возможной смерти, ближе к эзотерике, нежели к традиционной медицине. Говорить о научном обосновании подобных теорий мне представляется преждевременным.

Вадим Шмаков, психолог центра «Здоровое поколение»:

Подобные исследования могут представлять определенный интерес с точки зрения науки, но с точки зрения психологии станут миной замедленного действия. Не исключено, что люди, осознавая некие пики смерти, приблизившись к опасному периоду, подсознательно будут ее ждать. Очень важно распознавать подобные негативные фантазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их осуществлению в реальности. Происходит это потому, что у человека формируется некий образ себя, и, приблизившись к этому пику смертности, он начнет самопрограммироваться на негатив. Ведь если вы считаете, что что-то должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.

медицина в Украине и в мире

серьезные исследования и просто интересные факты

медицина с точки зрения врача и пациента

задайте вопрос доктору

Если у вас сложный случай - узнайте мнение нескольких врачей

аптеки, клиники, лаборатории анализов, санатории и пансионаты, медицинское страхование

обо всем, что касается здоровья и здравоохранения

вакансии для врачей и тех, чья профессия связана с медициной.

анатомия, медицинские термины, лекарства и болезни.

Кризисные периоды в жизни человека

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса.

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года. На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет. Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет, то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Добавить комментарий

Интересы

Наши проекты

Все лучшее для женщин

Сайт для осознанных родителей

Отличный способ расслабиться

Популярные статьи

Разрешено использование материалов сайта с прямой индексируемой ссылкой

Психологи выделяют несколько периодов спада в развитии семейных отношений, которые обусловлены неудовлетворенностью друг другом, частыми ссорами, обманутыми надеждами, расхождениями во взглядах, молчаливыми протестами и упреками.

Это нормальные кризисные ситуации, однако, они могут иметь критическое значение для развития брака. От того, как поведут себя супруги, зависит, смогут ли они придти к разрешению кризисной ситуации и развитию семьи, или же доведут ситуацию до распада брака.

В основе кризиса лежат закономерные процессы развития семейных отношений. Поэтому не стоит искать причину проблем в себе или в партнере. Эти закономерности необходимо учитывать и корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Популярное на эту тему: Чем счастливый брак отличается от несчастного? (прим.ред.)

Очень важно проявлять терпение в кризисной ситуации и не совершать опрометчивых поступков.


Основные периоды спадов в отношениях могут наступить:

1. В первые дни сразу после свадьбы.

2. На 2-3 месяце брака.

3. Через полгода замужества.

4. Кризис 1 года отношений.

5. После рождения первенца.

6. На 3-5 году семейной жизни.

7. На 7-8 году брака.

8. Через 12 лет совместной жизни.

9. Через 20-25 лет брака.

Стоит учитывать, что это условные периоды семейных кризисов, и они случаются не во всех браках. Каждая перемена в жизни семьи, любой переход на новую стадию, как правило, сопровождается появлением кризисных периодов. Рождение ребенка, чья-то болезнь, поступление ребенка в школу – все эти события могут вызвать изменения в семье или ее структуре, которые сопровождаются проблемными ситуациями.

Самые опасные семейные кризисы

Самыми критическими являются два периода, которые чаще всего провоцируют разводы и повторные браки. Избежать этих периодов нельзя, но можно научиться управлять ими, чтобы они завершились укреплением семьи, а не ее распадом.
  • Кризис отношений "3 года";
Первый критический период возникает между 3 и 7 годом брака и продолжается в лучшем случае около года. Корень проблем кроется в том, что между партнерами больше нет романтики, в быту они начинают вести себя не так, как в период влюбленности, растут разногласия, неудовлетворенность, появляется ощущение обманутости.

Супругам рекомендуется ограничить обсуждение супружеских отношений и практических проблем, временно уклоняться от проявлений романтической любви. Лучше общаться на темы профессиональных интересов партнера, не требовать друг от друга общительности, вести открытую жизнь и не отказываться от своих интересов и круга общения.

  • Кризис «середины жизни».
Второй критический период между 13-23 годом супружеской жизни, он менее глубокий, но более длительный. В этом случае семейный кризис совпадает с кризисом среднего возраста, который случается у многих людей ближе к 40 годам. Он происходит в результате несоответствия между жизненными целями и их реализацией. В этом возрасте начинает ощущаться пресс времени – человек больше неуверен в том, что успеет осуществить задуманное.

Окружающие также меняют свое отношение: время авансов заканчивается, из разряда «подающего надежды» мы переходим в разряд зрелых людей, от которых ждут результатов. В этот период приходит переосмысление планов, ценностей и корректирование личности в соответствии с изменившимися условиями жизни.

В среднем возрасте у людей повышается эмоциональная неустойчивость, появляются страхи, соматические жалобы, возникает чувство одиночества после ухода детей. У женщин усиливается эмоциональная зависимость, они переживают по поводу старения, а также опасаются возможных измен мужа, который может начать испытывать повышенный интерес к чувственным удовольствиям на стороне «пока не поздно».

В подобной кризисной ситуации супругам важно целенаправленно отвлекаться от проблем старения и стремиться к развлечениям. Поскольку в этом возрасте мало кто проявляет подобную инициативу, возможно, потребуется постороннее вмешательство. Также не следует излишне преувеличивать и драматизировать измены супруга. Правильнее будет просто подождать, когда у него пройдет интерес к внебрачным связям. Зачастую именно этим все и заканчивается.

Давно известно, личность человека развивается неравномерно, что особенно четко просматривается в детстве. Если проанализировать все стадии, становится понятно, что периоды могут быть сравнительно спокойными, стабильными и критическими. Последние считаются самыми опасными, и потому предлагаем рассмотреть их поподробней.

Какими бывают кризисы?

Критические возрастные и личностные периоды имеют такие характерные черты:

  • Наступают они незаметно, и сложно уточнить, когда именно начался кризис, и когда закончился. Пик, то есть, кульминация или обострение, приходится на середину периода. Уж тогда он становится заметным даже окружающим;
  • Человек на время становится асоциальным. Это проявляется в виде снижения его работоспособности, увеличения количества конфликтных ситуаций, внутренних переживаний и неподатливости воспитательным мерам (если речь идет о ребенке);
  • Во время трудных периодов личность теряет много из того, что ранее приобрела, ей становится свойственным разрушать, а не творить.

Все критические периоды жизни каждого человека состоят из следующих ступеней:

  • предкритической;
  • непосредственно кульминационной или критической;
  • посткритической.

Кризис новорожденных

Критический период у только что рожденного ребенка так и остался бы незамеченным, если бы не вездесущие китайцы. Именно они установили его присутствие, изучив изменения в весе младенца.


Ко всему прочему, благодаря точной и новейшей аппаратуре, стало известно, что еще во внутри материнской утробы плод может улыбаться или гримасничать, выражая свои эмоции. А если есть эмоции, то есть и периоды их становления.

Кризис жизни новорожденного – явление уникальное и неповторимое. Дело в том, что ребенок полностью зависит от взрослых, не способен выражать потребности в словесной форме, и вынужден начать новый этап существования вне материнского лона. Причем все это наваливается на него в один момент, а именно – в момент разрешения от бремени.

Буквально сразу же после рождения, новый человек приобретает так называемый комплекс оживления, который проявляется в виде:

  • общего двигательного возбуждения при появлении взрослого;
  • инициативы общения, которая заметно по плачу, крикам и прочим попыткам привлечь к себе внимание;
  • применения голоса, особенно в процессе общения с мамой;
  • улыбки.

Сроки возникновения младенческого критического периода могут многое рассказать о том, насколько нормально развивается психика новорожденного.

Кризис 1-го года

В это время ребенок начинает говорить.

Вместе с этим, происходит своеобразный регресс его развития, что заметно по таким симптомам:


  • нарушениям, возникающим буквально во всех биоритмических процессах;
  • эмоциональным аномалиям;
  • дисфункциям удовлетворения стандартных потребностей.

Такой сложный период не считается самым острым, а потому редко остается незамеченным со стороны родителей.

А вот 3-х летний возраст – самый тяжелый из всех детских сложных периодов.

Симптомами приближающегося кризиса можно считать следующие изменения в поведении ребенка:

  • острая заинтересованность своим отражением;
  • болезненно переживание допущенных ошибок;
  • интерес к нарядам и противоположному полу;
  • негативизм и желание все делать наоборот;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • своеволие;
  • бунты и протесты против взрослых;
  • деспотизм, ревность и обесценивание значимости родных и близких.


Это время можно назвать самым трудным в семейной жизни, поскольку всем опекунам ребенка нужно принять единую позицию, и научить малыша соотносить свое «хочу» с возможностями родных и личным «могу».

Самый оптимальный выход – занять малыша игрой, дать ему поле для собственной деятельности: кружки, секции и прочее.

Юношеский кризис

Возрастные категории этого этапа становления личности втискиваются в рамки от 16 до 18 лет. Юному созданию нужно перестать быть ребенком, и чуть ли не в один момент дорасти до взрослого. Ему предстоит понять свою смертность, начать активно искать смысл существования и научится регулировать свои поступки в соответствии с общепринятыми нормами и законами.

Кризис средних лет


В это время человек, доживший до 35-40 лет, начинает понимать, то все его надежды потерпели крах. По чем это можно заметить? К примеру, женщину не устраивает ее отражение в зеркале, она осознает, что много чего не сделала, и уже не сделает, многого уже и вовсе не будет, ведь не 20 лет-то, в самом деле.

И если представительницы слабого пола свой кризис переносят не радикально, то мужчины отрываются на полную катушку. Критические периоды в своей семейной жизни они решают путем ухода к любовницам, сменой работы, гражданства, страны проживания и все в таком масштабном духе.

Подобные критические периоды в семейных отношениях могут протекать в нескольких форматах, а именно:

  • в острой форме, когда человек за несколько недель или пару месяцев полностью меняет свою жизнь;
  • подострой форме, при которой личность потихоньку экспериментирует с переменами, и это может продолжаться несколько лет подряд;
  • вялотекущей форме, которая вообще никак не проявляется.

Кризис пожилых людей

Он наступает после 60-ти лет, и поводом войти в него служит все то же отражение в зеркале.