Достоинства месяца шаабан. О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста (фото) (видео) Недостоверные хадисы о срединной ночи Шаабана

Наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

НОЧЬ БАРААТ - НОЧЬ НА 15 Шаабана

Хасан Аль-Басри (да будет доволен им Аллах) передал по поводу 15 Шаабана:

"30 Сподвижников Посланника Аллаха Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) передали хадис о том, что Аллах посмотрит 70 раз на того, кто выполнит намаз-хайр в ночь на 15 Шаабана, и с каждым взглядом Аллах исполнит 70 просьб того человека, наименьшее из которых будет дарование прощения.

Намаз-хайр - читается в ночь с 14 на 15 Шаабана (с 20 на 21 октября 2002 года),
состоит из 100 ракаатов, включает в себя повторение
Суры "Аль-Ихлас" (Куль-ху) 1.000 раз
(т.е. в каждом из ракаатов следует читать 1 раз "Аль-Фатиху" и 10 раз "Аль-Ихлас".)

Абдуллах ибн Каис передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
"Тому, кто держит пост (уразу) в последний понедельник месяца Шаабан,
тому Аллах дарует прощение."
(примечание: если последний понедельник приходится на самый последний день месяца Шаабан, за которым след.день (вторник) будет 1 Рамадана, то тогда следует поститься в предпоследний понедельник (так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом).

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

"Ангел Джибрил (алейхис-салям) явился ко мне в ночь на 15 Шаабана с сообщением, что в эту ночь (с 14 на 15 Шаабана)* Аллах открывает 300 дверей Милости, прощая всех тех, кто не делает ширка (не придает Аллаху сотоварища) за исключением тех, кто занимается колдовством, вовлеченных в ростовщичество, занимающихся прелюбодеянием, алкоголиков, их Аллах не простит до тех пор, пока они искренне не покаются в содеянном (и прекратят совершать эти грехи).

По прошествию одной четверти этой ночи Ангел Джибрил (алейхис-салям) сниспустился и попросил Пророка Мухаммаду (мир ему) посмотреть ввысь. Пророк Мухаммад (мир ему) увидел, что двери Рая широко открыты.
У первых ворот ангел провозглашал, «Добрые вести тем, кто совершает руку (поясные поклоны в намазе) этой ночью.»
У 2-х ворот Рая ангел восклицал, «Добрые вести тем, кто простирается ниц в поклонении Всевышнему Аллаху этой ночью.»
У 3-х ворот ангел восклицал, «Добрые вести тем, кто делает дуа этой ночью».
У 4-х ворот находится ангел, произносящий, «Добрые вести тем, кто читает зикр этой ночью.»
У 5-х ворот ангел провозглашает, «Добрые вести тем, что этой ночью плачет от страха перед Аллахом.»
У 6-х ворот ангел восклицает, «Добрые вести тем, что подчиняется Велениям Аллаха этой ночью.»
А у 7-х ворот Рая ангел призывает, «Обращайтесь с просьбой к Всевышнему, читайте дуа, так как они будут исполнены.»
У 8-х ворот ангел призывает, «Просите прощения, читайте истигфар (молитву о прощении), чтобы Всевышний простил вас.»

Тогда Пророк Мухаммад (мир ему) спросил, «О Джибрил, как долго эти врата Рая будут открыты?» Ангел Джибрил (мир ему) ответил, «С самого начала ночи (вечера) до начала рассвета.» Затем он добавил, «О Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), в ночь на 15 Шаабана Аллах освобождает от огня Ада огромное количество человек!»

* ночь начинается сразу после захода солнца!

Ночь Бараат

Ночь с 14-го на 15-е Ша‘бана называют ночью бараат. Бараат означает “непричастность”, “полное отделение”; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями - от Ада. В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда особенно принимаются дуа: в ночь на пятницу, десятая ночь мухаррама, 15-я ночь ша‘бана, ночи перед курбан-байрамом и ураза-байрамом. В эту ночь с хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

Вечером 15 ша‘бана желательно:
Перед заходом солнца - прочесть 40 раз “Субхааналлаhи валь-хамдулилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу ва ллаhу акбар, ва ля хауля ва ля къуввата илля билляhиль-алиййюль-азыым” и салават 100 раз .
После намаза-магриб выполнить 6 ракаатов нафл-намаза (дополнительного), сделать ният (намерение) для 6 ракаатов, а выполнять по 2 ракаата отдельно.

После первого саляма (т.е. в конце первых двух ракаатов) читать дуа о долгой жизни, суру N36 “Ясин” 1 раз, суру N112 “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа “нифси-ша‘баан”.

После второй пары ракаатов (т.е. после второго саляма) читать дуа о защите от болезней и неприятностей, суру “Ясин” 1 раз и суру “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа нифси-ша‘бан.

И в конце намаза после третьего саляма в дуа просить Аллаhа о независимости ни от кого и ни от чего кроме Аллаhа, затем опять суру “Ясин” 1 раз и суру “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа нифси-ша‘бан.

Дуа Нифси-Шаабан:


Месяц Ша"абан - второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в нашей религии. Часто к названию этого месяца прибавляют слово "муаззам", т. е. "почитаемый".

Всевышний Аллах создал его непосредственно для нашего Пророка (мир ему и благословение). В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша"абан - это месяц Пророка (мир ему и благословение):
"Месяц Ша"абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем
величии повелел ангелам Арша: "О, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим
могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и
отпускаю грехи их".

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
"Превосходство месяца Ша"абан над другими месяцами, как мое
превосходство над остальными Пророками".

Поэтому мусульмане должны с особым трепетом уважать этот месяц и стараться проявлять усердие в поклонении Творцу.

Надо помнить, что за все хорошие деяния, совершаемые в этот месяц, воздаяние увеличивается в 70 раз, и они поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому наш Пророк (мир ему и благословение) многие из дней этого месяца проводил в посте.

Однажды один из сподвижников спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
- О Пророк, я не видел, чтобы ты постился больше, чем в месяц Ша"абан?
- "В этом месяце все дела возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих дел я постился, - ответил лучший из сынов Адама (мир ему и благословение).

Название месяца Ша"абан, по словам Пророка (мир ему и благословение), происходит от слова "таша"аба", что означает "распространение". В этом месяце распространяется добро. Человеку, который возвеличил месяц Ша"абан, страшась Аллаха, совершая обязательное, остерегаясь от грехов, Всевышний прощает все его грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Ша"абан содержит одну из основных высокочтимых ночей - Ночь Ба"арат (с 14 на 15 Ша"абана). В хадисах про Лейлят-уль-Ба"арат сказано:
"Когда наступает 15 ночь месяца Ша"абан, проводите ее в молитвах, а
днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: "Нет ли того, кто просит прощения - Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья - Я дарую". И это продолжается до самого утра".

В Ночь Бара"ат Священный Коран был низведен на Ляух-аль-Махфуз
(Хранимая скрижаль).

В священный месяц Ша"абан нужно особенно много стараться совершить богоугодных дел.

Большое значение в этой связи уделяется соблюдению поста в Ша"абан. Желательно поститься хотя бы три дня в начале месяца Ша"абан,
три дня в середине (13, 14, 15) и три дня в конце.
(примечание: исключение для поста составляет самый последний день месяца, за которым начинается месяц Рамазан, так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом. )

Тот, кто покинет этот мир после этого в течение года - умрет шахидом на пути Аллаха. А про того, кто будет держать пост только три дня Ша"бана Посланник (мир ему и благословение) говорит:
"Тому, кто в месяц Ша"абан будет поститься три дня, Всемогущий Аллах выделит место в Раю".

Абдуллах ибн Каис (рады Аллаху анху) передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
"Тому, кто держит пост (уразу) в последний понедельник месяца Шаабан, тому будет даровано Аллахом прощение."
(примечание: если последний понедельник приходится на самый последний день месяца Шаабан, за которым след.день (вторник) будет 1 Рамадана, то тогда следует поститься в предпоследний понедельник (так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом).

Особенно ценен пост 15 числа месяца Ша"абан. Также желательно как можно больше читать в этот месяц салават (приветствие и восхваление) для Пророка (мир ему и благословение):"Аллахумма салли "аля Мухаммад ва "аля али Мухаммад ва саллим".

Уважаемые мусульмане, месяц Ша"абан дарован нам Всевышним и
Всемогущим Аллахом как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Целью же верующего является наилучшее служение и поклонение своему Творцу. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этот месяц и не воспользоваться Его даром для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

«Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

Времени до священного месяца остается все меньше и меньше. Сегодня к нему нас приблизил наступивший месяц Шаабан. Шаабан является 8-м месяцем мусульманского календаря и является вторым по значимости благочестивых месяцев.

О достоинстве данного месяца пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

В середине месяца Шаабан есть значимая дата – ночь Бараат. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Согласно другому хадису: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Что касается поклонения в месяц Шаабан, то можно выделить следующее:

1. Добровольный пост как подготовка к Рамадану.

Посланник Аллаха (мир ему) держал в месяц Шаабан длительный пост. Сообщается, что Аиша сказала: «Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Шаабане».

Сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц». Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост».

2. Пост в День Бараат.

В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

3. Провести в поклонении Ночь Бараат (дополнительные намазы, чтение Корана, суры «Ясин»).

Но главное, что стоит иметь ввиду: впереди самый благословенный месяц в году – Рамадан, время когда мусульманин либо обретает, либо теряет, и сейчас как никогда важно наметить себе цель особого поклонения Аллаху и двигаться в этом направлении, не сбиваясь цели. Пусть месяц Шаабан будет благословенным для вас и плодотворным для вашей духовности.

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) держал в месяц Ша`абан длительный пост.

Сообщается, что "Аиша сказала: "Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Ша`абане1

Ибн Хаджар сказал: «В этом Хадисе находится доказательство, указывающее на достоинство поста в месяц Ша`абан». Ибн Раджаб также сказал: «Что касается поста Пророка в течение года, то в месяц Ша`абан он постился больше, чем в другие месяцы».

Ас-Сан"ани сказал об этом Хадисе: «В нем присутствует доказательство, свидетельствующее о том, что Пророк выделял месяц Ша`абан среди остальных месяцев долгим постом».

1. Этот Хадис приводят имам аль-Бухари в сборнике “Достоверных Хадисов“ (“Аль-джами‘ ас-Сахих”) в “Книге поста“, в главе “Пост в месяц Шаабан“ и имам Муслим аль-Кушайри в сборнике Хадисов в “Книге поста“ (№ 1156).

Сообщается, что "Аиша сказала: «Самым любимым месяцем, в котором постился Посланник Аллаха был месяц Ша`абан, после которогоприступал к посту месяца Рамадан2

Ас-Субки в комментариях к этому Хадису сказал: «Пост в месяц Ша`абан был самым любимым для Посланника Аллаха по сравнению с остальными месяцами, в которых он постился добровольным постом».

2. Пост в течение всего месяца Ша`абан.

Сообщается также, что "Аиша сказала: «Ни в одном месяце Пророк не постился больше, чем в Ша`абане, и бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана3

В другой версии этого Хадиса, который приводит Муслим в "Книге поста" (№ 1156), сказано: «Я не видела, что бы он постился в другие месяцы больше, чем в Ша`абане, и бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением».

2. Приводят имам Ахмад в "аль-Муснад" (№ 6/188), Абу Дауд в "Книге поста" в главе "Пост в месяц Шаабан" (№ 2431) и ан-Насаи в “Книге поста“ в главе "Пост Пророка", да благословит его Аллах и приветствует, (№ 2350). Аль-Хаким сказал (№ 1/599): «Хадис достоверный и соответствует условиям обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». Аль-Албани подтвердил его достоверность в сборнике Хадисов (ас-Сахих) Абу Дауда (№ 2124).

3. Этот Хадис приводит аль-Бухари в "Книге поста" в главе "Пост в месяц Шаабан" (№ 1970).

Этот Хадис от "Аиши не согласуется с Хадисом, приведенным в начале этой брошюры, в котором она сказала: «И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана4

В другой версии этого Хадиса, переданного Муслимом в “Книге поста“(№ 1156), "Аиша сказала: «Я не знаю того, чтобы он постился в течение всего месяца за исключением Рамадана». Также сообщается, что ибн "Аббас сказал: «Посланник Аллаха никогда не постился на протяжении всего месяца, кроме Рамадана5

По поводу этих версий улемы имеют несколько мнений.

Мнение первое: одна версия трактует другую.

Ибн аль-Мубарака сказал об этом Хадисе следующее: «В арабском языке позволительно применить выражение “Он постился весь месяц“ в том значении, что он постился большую часть месяца. Также говорят: “Человек выстаивал (в молитве) всю ночь“, при этом он мог ужинать и заниматься другими своими делами“».

Ат-Тирмизи сказал: «Наверняка ибн аль-Мубарак не считал эти Хадисы противоречивыми. Он говорил: “Смысл этого Хадиса заключается в том, что

4. Хадис приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе “Пост в месяц Шаабан“ (№ 1969) и Муслим в “Книге поста“ (№ 1156).

5. Приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе, где упоминается о посте Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его разговении (№ 1971), и Муслим в “Книге поста“ (№ 1157).

он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) постился большую часть месяца“».

В комментариях к версии, где сказано «И бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением», Аль-Кази "Ийад сказал: «Вторая часть предложения объясняет его первую часть, утрированное выражение подразумевает преобладание». Аль-Хафиз ибн Хаджар посчитал это мнение правильным, так как версииХадиса указывают на это.

Мнение второе: иногда Пророк Мухаммад постился в течение всего месяца, а иногда ограничивался его частью.

Аль-Кази "Ийад сказал: «Есть мнение, что смысл Хадиса “…он постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана“, означает обязательность этого порядка, а то, что касается сообщения о том, что он постился в течение всего Ша`абана, не означает обязательности». К этому мнению склонялся и ат-Тайиби.

Мнение третье: смысл поста Пророка в течение всего Ша`абана означает пост в начале месяца, в середине и в конце.

Аль-Кази "Ийад сказал: «Также есть мнение, что пост в течение всего месяца означает пост в начале месяца, в середине и в конце, не обобщая, и не конкретизируя ничего из этого».

Предпочтительное мнение:

Первое мнение считается правильным, потому что одна версия трактует другую, и предпочтительно комментировать одну версию другой, а Аллах знает лучше. Улемы говорят: «Пророк не стал поститься в течение всего месяца, кроме Рамадана, для того, чтобы никто не предположил, что это стало обязательным».

Сообщается, что "Ата сказал: «Я находился у ибн "Аббаса за один или два дня до начала Рамадана, и он преподнес нам обед, сказав: “Прервите свой пост и не продлевайте вплоть до самого Рамадана, а отделяйте некоторым сроком6

Ибн Абдульбарр сказал: «Группа предшествующих ученых, в том числе ибн "Аббас, да смилуется над ними Аллах, считали желательным отделять Ша`абан от Рамадана одним или несколькими днями разговенья, подобно тому, как предпочитали отделять обязательную молитву от добровольной речью, поднятием с места, ходьбой, перемещением с одного на другое место».

3. Мудрость длительного поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяц Ша`абан.

Усама ибн Зейд сообщает, что он (однажды) сказал: «О Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты постился в другие месяца столько же, сколько постишься в Ша`абан». Он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Этот месяц отличается тем, что люди находятся в беспечности относительно него после Раджаба до Рамадана, а в течение этого месяца деяния возносятся к

6. Приводит ‘Абд ар-Раззак в “аль-Мусаннаф“ (4/158). Господу миров, и я желаю, чтобы мои деяния были вознесены в состоянии моего поста7

Ибн Раджаб, разъясняя причины поста в Ша`абан, сказал: «Существует несколько объяснений. Одно из них упомянул Пророк оно заключается в том, что этот месяц приходится между двумя великими месяцами, Священным месяцем и месяцем Поста, и поэтому люди обращают все свое внимание на них, беспечно пренебрегая им (Ша`абаном). И многие люди считают, что пост в месяц Раджаб лучше и предпочтительнее, чем пост в Ша`абан, потому что он является Священным месяцем, но это не так». Он также сказал: «Слова Пророка “…люди находятся в беспечности относительно него, после Раджаба до Рамадана…,“ указывают на то, что распространившееся достоинство некоторых мест, времен или личностей может уступать чему-то иному, абсолютно или из-за отличительного качества, которое не берут во внимание большинство людей, от чего и заботятся о том, что распространено, вследствие чего лишаются того достоинства, которого они не знают».

Второй смысл, заключающийся в Хадисе, состоит в том, что в месяц Ша`абан возносятся деяния к Господу миров, и поэтому Пророк желал, чтобы его деяния возносились во время поста.

7. Этот Хадис приводят Ахмад в “аль-Муснаде“ (№ 2015) и ан-Насаи в “Книге поста“ в главе “Пост Пророка“, да благословит его Аллах и приветствует (№ 2357). Аль-Албани оценил этот хадис как хороший в “Сахихе ат-Таргиб“ (№ 1022). Упоминается и третья мудрость, заключенная в соблюдении поста в Ша`абан, - это подготовка к посту в месяц Рамадан.

Ибн Раджаб сказал: «Некоторые улемы дали дополнительное объяснение посту в Ша`абан - он является тренировкой перед постом Рамадан, для того, чтобы постящийся не встретил непривычную нагрузку и тяжесть (внезапно), и был заранее готов к посту, почувствовав сладость поста в Ша`абан и принимаясь за пост Рамадана с новой силой и энергией».

4. Причина продолжительности поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Ша`абане, а не в аль-Мухарраме.

Абу Хурайра сообщает: «Посланник Аллаха сказал: “Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам, а лучшей молитвой после обязательной является ночная молитва8

Улемы попытались разрешить вопрос о причине длительного поста Пророка в Ша`абане наряду с его утверждением о том, что лучшим постом после Рамадана является пост в аль-Мухарраме. Отвечая на этот вопрос, ан-Навави сказал: «Может быть, он узнал о достоинстве месяца аль-Мухаррам только в конце своей жизни, прежде чем получил возможность поститься в нем, или его постигало нечто препятствующее длительному посту в нем, как путешествие, болезнь и т.п.».

8. Приводит Муслим в “Книге поста“ (№ 1163). Новшества (бид"а) в месяц Ша`абан

Суждение по поводу обособленного совершения молитвы в среднюю ночь Ша`абана.

Некоторые считают желательным выделять ночь середины Ша`абана выстаиванием специальной молитвы. Таковыми являются деятели суфизма, в том числе Абу Хамид аль-Газали, да простит его Аллах, и те, кто за ним последовал.

История возникновении специальной молитвы.

О появлении этой молитвы и ее распространении рассказал Абу Бакр ат-Тартуши со слов Абу Мухаммада аль-Макдиси, который сказал: «У нас в Бейтуль-макдисе (Иерусалиме) никогда не было этой молитвы, которую выстаивают в месяца Раджаб и Ша`абан. И впервые она появилась в 448 году, после того, как к нам, в Бейтуль-макдис, прибыл человек из Наблуса, которого завали ибн Абуль-Хамра. Он отличался красивым чтением (Корана), и однажды ночью в середине Ша`абана он встал на молитву в мечети аль-Акса, за ним последовал другой мужчина, затем к ним присоединился третий, и к концу молитвы их насчитывалось очень много. На следующий год он прибыл вновь, и с ним стало молиться множество людей, и так они заняли всю мечеть. Эта молитва стала распространенной в мечети аль-Акса и домах людей. Таким образом, это новшество укоренилось (среди мусульман) как законная Сунна. Она практикуется и по сей день. Я сказал ему: “Однако я видел, как ты совершаешь эту молитву в группе молящихся“. Он сказал: “Да, это так, и я прошу Аллаха простить мне это“».Причина названия специальной молитвы и порядок ее совершения.

О причине ее названия рассказал Абу Шама: «Она называется “тысячной“, потому что в ней тысячу раз читается сура (аль-Ихлас): «Скажи: Он - Аллах Единый». В ней совершается сто ракятов, в каждом из которых один раз читается сура аль-Фатиха и десять раз сура аль-Ихлас. Эта молитва длинная, и исполнять ее очень тяжело».

Источник доказательства законности “тысячной“ молитвы.

Сообщения об этой молитве, порядке ее совершения и награде за нее приводятся с очень слабыми цепочками передатчиков. И знатоки Хадисов единодушны в том, что эти сообщения являются выдуманными. Ибн аль-Джаузи, приведя Хадисы на эту тему и цепь их передатчиков, сказал: «Мы не сомневаемся в том, что эти Хадисы выдуманы. Большая часть передатчиков - неизвестные лица или люди, не заслуживающие доверия…Это ни в коем случае не может быть речью (Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!)».

Абу аль-Хаттаб ибн Дихъя сказал: «Некоторые невежды передали придуманные Хадисы и один слабый о ночной молитве середины Ша`абана, и тем самым возложили на рабов Аллаха непосильные обязательства, превышающие их возможности». 5. Постановление шариата об этой молитве.

Мнение ученых стало единодушным относительно незаконности этой молитвы и еретичности порядка ее совершения.

Ан-Навави, упоминая Хадисы о молитвах “рагаиб“ и “аль-фийя“ по случаю середины Ша`абана, сказал: «Эти обе молитвы являются ересью и грубым, порицаемым делом, и пусть никто не обольщается тому, что упоминание о них встречается в книгах “Кутуль-кулюб“ и “Ихъяу улюм ид-дин“, и не соблазняется Хадисами, сообщающими о них, потому что все это ложь. И пусть не поддаются мнению тех имамов, которые запутались в суждении об этих молитвах и стали побуждать к их совершению, поистине они ошиблись».

Ибн ас-Салах сказал: «То, что люди сделали ее, то есть ночь середины Ша`абана, знаменательной датой и религиозным обрядом, считается отвратительной ересью».

Аль-Хаттаб сказал: «В (нашем) мазхабе нет разногласия по поводу нежелательности объединяться (молящимся в группу) в ночь середины Ша`абана и ночь "Ашура. И имамы должны запрещать это».

Абу Шама сказал: «Запрещается выделять некоторые ночи среди остальных ночей определенной молитвой в определенной форме исполнения, совершая это подобно тому, как выполняются законные исламские обряды, как молитвы в пятницу и по праздникам или молитва “таравих“, вследствие чего люди начинают перенимать ее друг от друга, забывая о ее лживой основе. Дети воспитываются на этом и перенимают от своих отцов то, что те строго соблюдали как возложенную на них обязанность и даже больше, чем это, придавая этому обряду всю красоту и тратя деньги с большей заботой, чем в исламские праздники». Каково же мнение шариата относительно того, что ночь середины Ша`абана обладает особым достоинством?

О достоинстве этой ночи, без конкретизации какого-либо поклонения, приводятся Хадисы, о достоверности которых знатоки Хадисов ведут споры с давних времен, и по сей день. Многие ученые собрали цепочки этих Хадисов. Некоторые из них, такие как Абу Абдуллах ад-Дубейси (умер в 637 г., после переселения), составили отдельные труды на эту тему.

О достоинстве этой ночи сообщается в Хадисах от Му(аза ибн Джабаль, (Айши, Абу Са(ляба аль-Хушани, (Усмана ибн Абу аль-(Аса, Абу Мусы аль-Аш(ари, (Али ибн Абу Талиба, "Абдуллы ибн (Умара, Абу Хурайры, "Абдуллы ибн (Амра, (Ауфа ибн Малика, Убейя ибн Ка(ба, Абу Умамы, Абу Бакра ас-Сыддыка также пeредается и от других с неполноценной цепочкой передатчиков.

Вот самые известные из этих Хадисов:

1. Передается со слов М(уаза ибн Джабаля, что Пророк сказал: «В среднюю ночь Ша`абана Аллах взирает на Свои творения и прощает всем за исключением язычника и ненавистника9

Однако в цепочке передатчиков этого Хадиса присутствует много неточностей, вследствие чего некоторые (ученые) считают его Хадисом от Абу Са(лябы, другие от Абу Идриса аль-Хауляни с прерванным иснадом,

9. Приводит ибн Хиббан в своем ас-Сахихе? (№ 5665). третьи от Касира ибн Муры, также с прерванным иснадом, четвертые считали, что его передал Макхуль с прерванным иснадом.

Все это возвращается к одному, первоначальному иснаду, в котором и произошла такая неточность.

Это очень четко разъяснил ад-Даракутни в книге "аль-(Иляль10 Он привел две версии Хадиса от М(уаза ибн Джабаля и сказал: «Обе версии не удостоверены». Затем он привел остальные иснады и сказал: «Этот Хадис недостоверный». В другом месте своей книги11 ад-Даракутни упомянул Хадис от Абу Са(лябы, и, представив его иснады, сказал: «Этот Хадис неустойчив, недостоверен».

Более того, один из величайших знатоков Хадисов Абу Хатим ар-Рази сказал о Хадисе М(уаза ибн Джабаля следующее: «По причине этого иснада Хадис считается мункаром (отвергаемым12

Вышесказанное указывает на то, что упомянутые Хадисы от М(уаза ибн Джабаля и Абу Са(лябы являются очень слабыми, и ничто не подкрепляет их смысл.

2. Передается со слов (Айши, что Пророк сказал ей в тот момент, когда она встретила его на кладбище аль-Баки: «Воистину Аллах нисходит на ближнее небо в ночь середины месяца Ша`абана, и прощает грехи

10. 6/50, № 970

11. 6/323-324, № 1169

12. См. "Аль-(Иляль" ибн Абу Хатима, № 2012. большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов племени «Кяльб13

В заключении к этому Хадису ат-Тирмизи сказал: «Хадис (Айши мы знаем только в этой форме (переданным) черезаль-Хаджаджа. Я слышал, как Мухаммад аль-Бухариотнес этот Хадис к числу слабых, и сказал: "Яхья ибн Абу Касир не слышал от (Урвы, а аль-Хаджадж не слышал от Яхъи, и поэтому этот иснад слабый"».

Ад-Даракутни сказал: «Иснад этого Хадиса неустойчив, недостоверен».

Ибн аль-Джаузи привел в книге "аль-(Иляляь аль-Мутанахийя14 слова ад-Даракутни, который сказал: «Этот Хадис приводится со слов М(уаза и (Айши, но некоторые считают, что это речь Макхуля. Этот Хадис является недостоверным».

Таким образом, источником Хадисов от М(уаза, Абу Са(лябы и (Айши является один Хадис, который относится к речи Макхуля из Шама.

3. Передается со слов (Абдуллы ибн (Амра, что Пророк сказал: «В среднюю ночь Ша`абана Аллах взирает на Свои творения и прощает всем за исключением двух: ненавистника и убийцы15

13. Приводят Имам Ахмад (№ 26018), ат-Тирмизи (№ 739) и ибн Маджа (1389) по цепи следующих передатчиков: аль-Хаджадж ибн Артот от Яхъи ибн Абу Кассира, от (Урвы, от (Айши.

14. 2/561, № 921

15. Приводит Имам Ахмад (№ 6642), который сказал: «Нам рассказал Хасан, которому передал ибн Лахи(а от Хуийя ибн АбдуЛлаха, от Абу Абдуррахмана аль-Хубули, от Абдуллы ибн Амра». Однако передатчик Хуий - один из тех, о (непорочности) которых существуют разногласия. Об этом сообщается в "ат-Тахзибе16 Но большего внимания заслуживает то, что Хадисы, переданные ибн Лахи(а от Хуийя ибн АбдуЛлаха с упомянутыми ранее иснадами, являются отвергаемыми. Это разъяснил ибн Адий в биографии Хуийя ибн АбдуЛлаха в книге "аль-Камиль17 упомянув несколько Хадисов ибн Лахи(а, переданных от Хуийя, от Абу Абдуррахмана, от (Абдуллы ибн (Амра. После чего он сказал: «С этим иснадом нам рассказал Хасан, которому передал Яхйя от ибн Лахи(а более десяти Хадисов, все до одного мункар (отвергаемые)».

4. Передается со слов Абу Бакра, что Пророк сказал: «Воистину Аллах нисходит на ближнее небо в ночь середины месяца Ша`абана, и прощает все, кроме человека, в сердце которого ненависть или многобожие18

Это самые распространенные Хадисы с иснадами на тему достоинства ночи середины Ша`абана, которые приведены в известных книгах по Хадисам.

Что же касается суждений ученых, сообщающих об этих Хадисах, о достоинстве ночи середины Ша`абана, то некоторые из них укрепил и эти Хадисы. В числе этих ученых -ибн Хиббан и аль-Мунзири19 У Абу Шамы в

18. Этот Хадис приводят аль-Баззар (1/157-158, 206-207 № 80) и ибн Хузейма в книге "ат-Таухид" (1/325-327 № 200) через цепь передатчиков, которую считают слабой группа ученых, в том числе аль-Бухари, Абу Хатим ар-Рази, аль-(Укейли, ибн (Адий, аль-Баззар и другие. (См. “ат-Тарих аль-Кабир” имама аль-Бухари (5/424-425), “аль-Джарх уа ат-Тадиль“ ибн Абу Хатима (8/306-307), “ад-Ду(афа“ аль-(Укейли (3/788-789) и “аль-Камиль“ ибн Адийя (5/309)).

19. “ат-Таргиб уа ат-Тархиб“

казывает на его согласие с тем, что приводится из достоинств ночи середины Ша`абана в этих Хадисах. И сообщается о том, что это мнение имама Ахмада и большинства ханбалитов21 Но у шейха Ислама есть также и другое мнение, в котором он воздерживается от подтверждения достоверности этих Хадисов22 И, наконец, ученый аль-Албани, да помилует его Аллах, подтвердил их достоверность.

Некоторые имена тех, кто считает эти Хадисы слабыми во всех отношениях, уже были названы, из них такие, как: ад-Даракутни и аль-Укейли23

Ибн аль-Джаузи в книге “аль-(Иляляь аль-Мутанахийя24 Абу аль-Хаттаб ибн Дихйа в книге “Адау ма ваджаба25 Абу Бакр ибн аль-(Араби в книге “Ахкам аль-Куран26 считают эти Хадисы слабыми. С этим согласился аль-Куртуби в книге “Джами(лиахкам аль-Куран27 Более того, Абу аль-Хаттаб ибн Дихйя сказал: «Ученые об отводе и подтверждении (аль-джарх ват-та‘диль), заявили, что нет ни одного достоверного Хадиса на тему средней ночи Ша`абана28

21. “Иктидау ас-Сират аль-Мустаким“ (2/136-137) и “Ихтиярат аль-Ба(ли“ (№ 65)

22. “Маджму(аль-Фатава“, 3/388

23. См. книгу “ад-Дуафа“- биография Абдульмалика ибн Абдульмалик, 3/789

28. См. “ аль-Ба(ис“ Абу Шамы, (№ 127).

Ибн Раджаб сказал: «Насчитывается множество Хадисов, сообщающих о достоинстве ночи середины Ша`абана, о которых разногласят. Ибн Хиббан отнес некоторые из них к достоверным, но большинство ученых считают их слабыми29

Вдобавок к этому подтверждено отрицание достоинства этой ночи некоторыми из первых мусульман.

Сказал Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям, один из жителей Медины и современник тех, кто видел сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не видел ни одного из наших шейхов и ученых, которые обращали бы внимание на среднюю ночь Ша`абана, и никто из них не упоминал Хадиса Макхуля, и не предпочитал эту ночь другим ночам30

(Однажды) Ибну Абу Мулейке, одному из великих последователей сподвижников и ученых факихов Медины, передали, что Зияд ан-Нумейри заявляет о том, что ночь середины Ша`абана сравнится по достоинству с ночью Предопределения. На что он сказал: «Если бы я услышал от него это, то обязательно ударил бы его любой палкой попавшей мне под руку31

Когда АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака спросили о схождении Аллаха (на ближайшее небо) в среднюю ночь Ша`абана он, обратившись к спрашивающему, сказал: «О никчемный! (Ты спрашиваешь) о средней ночи? (Поистине Аллах) нисходит каждую ночь32

29. См.“Латаиф аль-Маариф“, № 261.

30. Приводит ибн Ваддах с достоверным иснадом в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 119).

31. Приводят Абдурразак ‘Абд ар-Раззак в книге “аль-Мусаннаф“ (№ 7928) и ибн Ваддах в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 120) с достоверным иснадом.

32. Приводит Абу (Усман ас-Сабуни в книге “И(тикад ахл ас-Сунна“ (№ 92).

Ибн Раджаб сказал в книге “Латаиф аль-маариф33 «(Некоторые) последователи сподвижников из жителей Шама почитали ночь середины Ша`абана и старались в ее течении больше поклоняться, в их число входили Халид ибн Ма(дан, Макхуль,Лукман ибн (Амир и др. От них люди стали перенимать ее предпочтение. Говорят, что до них дошли на эту тему иудейские предания. После того, как это распространилось от них по всем селениям, люди разошлись во мнениях относительно нее. Некоторые согласились с ними и приняли почтение к ней, таковыми была группа из аскетов города Басры и другие. Большинство же ученых из жителей Хиджаза (район между Меккой и Мединой) отвергли это, среди них были (Ата и ибн Мулейка. Это же мнение передает Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям от ученых факихов Медины, и это мнение имама Малика и других. Они говорили: “Все это ересь (бид(а)“».

Подтверждением слов ибн Раджаба о том, что почитание этой ночи возвращается к иудейским приданиям является то, что Макхуль аш-Шами, к которому возвращаются все цепочки передатчиков Хадиса о достоинстве средней ночи Ша`абана, передавал от Кааба аль-Ахбара, о чем упоминается в некоторых версиях Хадиса. Этот человек был из обладателей Писания и принял Ислам после смерти Пророка и пересказывал людям книги “Бану Исраиль34

Наряду с почитанием этой ночи жителями Шама, все же были и противники этого, такие как ученый (факих) из Шама имам аль-Аузаи. Об

34. Об этом упоминается в книгах “ад-Даракутни ан-Нузуль“ (162-164, 168, № 88) или и “Латаиф аль-Маариф“ (№ 264).

этом сообщил ас-Субки, слова которого передали аз-Зубейди в книге “Тахридж ихйя улюм ат-Дин35 и ибн Раджаб в “Латаиф аль-Ма(ариф36

1. Все Хадисы о достоинстве этой ночи являются слабыми. Даже если допустить их достоверность, как полагали некоторые ученые, все равно они не указывают на поклонение ей с выполнением определенной молитвы. Ведь тот, кто сообщил о ее достоинстве, а им является Пророк не обусловил для нее ни какого определенного поклонения. И если бы это было законно, то Пророк более всех стремился бы выполнить это и разъяснить людям.

2. Эти Хадисы всего лишь направляют на то, что бы мусульманин стремился в эту ночь освободить свое сердце от злобы и ненависти и сторонился многобожия, для того чтобы получить прощение за свои грехи.

Что же касается обособления этой ночи исполнением определенной молитвы, будь то в группе или индивидуально, то на это нет ни одного доказательства. А всякое поклонение должно быть основано на (шариатских) доказательствах. В достоверном изречении Пророка сообщается: «Если кто-нибудь совершит поступок, на который нет указания в религии, он будет отвергнут37

37. Приводит Муслим (№ 1718)

И нет ни одного достоверного сообщения, подтверждающего достоинство средней ночи Ша`абана, а то, что приводится на эту тему, является выдумкой. Ибн Раджаб сказал: «Сообщения о ночи середины Ша`абана не подтверждаются ни от Пророка, ни от его сподвижников». А поэтому специально установленное поклонение для этой ночи является не чем иным, как новшеством в религии. Посланник Аллаха сказал: «Всякая ересь является заблуждением38

Суждения по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана.

Мнения ученых по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана разделились.

Первое мнение:

Выделение этого дня постом является желательным. Об этом говорили некоторые ученые. (См. “Мавахиб аль-Джалиль“, 2/406).

Ибн Раджаб сказал: «Что касается поста в день середины Ша`абана, то он не запрещается, так как входит в число трех дней середины месяца (айям аль-бид), пост в которых является предпочтительным в каждом месяце. И есть отдельное указание на соблюдение поста в день середины Ша`абана39

Второе мнение:

Обособление дня середины Ша`абана постом является незаконным. Об этом говорили в кругах ученых. Шейх Ислама ибн Таймийя сказал: «Что

38. Приводит Муслим (№ 867).

39. См. “Латаиф аль-Ма(ариф“, № 261

касается отдельного поста в день середины Ша`абана, то этому нет основы (в шариате) и поэтому является нежелательным40

Аш-Шатиби, перечисляя разновидности новшеств, сказал: «К этому относится исполнение определенных видов поклонения в определенное время без указания на это со стороны шариата. Например, соблюдение поста денем и совершение молитвы ночью в середине Ша`абана41

Что же касается доводов тех, кто считает все это законным, то на них есть два ответа:

Во-первых, все Хадисы, приводимые на тему поста вдень середины Ша`абана, являются недостоверными.

Во-вторых, предпочтительным постом в этот день может быть пост лишь того, кто постится три дня (айям аль-бид) в середине каждого месяца постоянно. Тот же, кто поститься только в этот день, тот совершает это из-за своего предпочтения середины Ша`абана над прочими днями, и поэтому не считается практикующим пост Аль- Айям Аль-Бид (соблюдение поста в 13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца). А Всевышний Аллах знает лучше.

Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»? Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Вся хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его пророку Мухаммаду.
А затем: с приближением месяца шаабан полезно будет вспомнить о правовых положениях, связанных с ним, поскольку нужда в напоминании повторяется из года в год. А некоторые вопросы нуждаются не только в напоминании, но и в разъяснении или в расширении кругозора в той области, к которой они относятся. С дозволения Аллаха данная работа должна в этом помочь.

О желательности всякого дополнительного поста

Прежде чем приступить к вопросу о посте в месяц шаабан, следует обратить внимание на тему более общего характера. Суть ее в том, что всякий дополнительный пост желателен сам по себе, если только не пришло доказательство, что в определенное время он нежелателен или запрещен.

Распространено такое представление, что пост разрешен только в те дни, о достоинстве поста в которые переданы хадисы с прямым смыслом, а в остальное время пост держать не разрешено или даже может считаться . И поэтому возникают вопросы вроде: «Каково положение того, кто держит пост не только в понедельник и четверг и «три белых дня» , — или: «не только пост Дауда — через день, а, например, две недели подряд? Три недели подряд? Десять дней подряд? Понедельник, вторник, среду и четверг? Держит дополнительный пост тогда, когда ему удобно?» А положение его таково, что он опережает многих других мусульман в близости к пути праведных имамов, главный из которых — пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Передал Муслим от Ибн Аббаса, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, держал пост столько, что мы уже говорили: «Он не разговляется», и прерывал пост настолько, что мы уже говорили: «Он не постится».

أخرج مسلم عن ابن عباس رضي الله عنهما أنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصوم حتى نقول لا يفطر ويفطر حتى نقول لا يصوم

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивался определенными днями и датами. Этому же пути следовали многие имамы мусульман, о которых передано в их биографиях, что они отличались продолжительностью и множеством их постов. Между праведными имамами, которые опережали друг друга в посте, молитвах и других видах поклонений, было разногласие лишь о постоянном посте круглый год, за исключением дней, в которые пост запрещен: желательно ли, разрешено, нежелательно, или запрещено держать пост весь год без иного перерыва? И многие из них держали пост круглый год.

А хадисы о достоинстве поста, переданные с общим смыслом, в который мусульманин держит пост, кроме дней, насчет которых переданы доказательства, что пост в них нежелателен или запрещен.

Из таких хадисов, к примеру, переданный аль-Бухари и Муслимом от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Сказал Аллах: «Каждое дело потомка Адама для него, кроме поста. Он для меня, и я воздам за него».

عن أَبي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قال : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » قَالَ اللَّهُ: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ. متفق عليه

А что касается хадисов о достоинстве поста в определенные дни, то они указывают не на ограничение законности поста этими днями, а о еще большем достоинстве поста в эти дни. Сверх того достоинства, которое есть во все остальные.

Хадис о посте в месяц шаабан и мнения ученых насчет этого

Но в большинстве книг ханафитов и ханбалитов и, особенно, тех, в которых излагается окончательно установившийся мазхаб, особенная желательность поста в шаабан не упоминается, будто бы они сочли пост пророка, мир ему и благословение Аллаха, в шаабан одним из обычных его дополнительных постов.

Писал имам Ибн Муфлих аль-Ханбали про ученых-ханбалитов: «Большинство не упоминает желательность поста в раджаб и шаабан» . См. «Аль-Фуру"» 5/99.

قال الإمام ابن مفلح الحنبلي عن علماء الحنابلة: «لَمْ يَذْكُرْ الْأَكْثَرُ اسْتِحْبَابَ صَوْمِ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ».
انظر: «الفروع» 5/ 99 .

Тем не менее, все согласны с тем, что пост в месяц шаабан разрешен, и постящегося ожидает награда за дополнительный желательный пост. И в связи с этим существует другой вопрос: о посте во второй половине шаабана и в «день сомнения», после которого или в который начинается .

Пост во второй половине шаабана и в «день сомнения» (яум аш-шакк)

Основные хадисы по теме

Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступит середина шаабана, то не держите пост» . Этот хадис признали достоверным , Ибн Хиббан, ат-Тахауи, Ибн Кудама и ас-Суюты. И признали его слабым, или даже отвергаемым Ибн Маин, Абдуррахман ибн Махди, Абу Зур’а ар-Рази, Ибн Раджаб.

روى أبو داود والترمذي وابن ماجه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : إِذَا انْتَصَفَ شَعْبَانُ فَلا تَصُومُوا.

Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не предваряйте рамадан постом ни за день, ни за два дня. Только если у кого-то был пост, который он держал, то пусть его держит» .

روى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ وَلا يَوْمَيْنِ إِلا رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمًا فَلْيَصُمْهُ.

Что такое «день сомнения» (яум аш-шакк) у большинства ученых?

Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал его руководству вплоть до Судного дня.