Отец михаил жар. Огромное сердце отца лонгина. — Разве монашеское это дело — детей развлекать

Отец Лонгин – в миру Михаил Жар – построил уникальный детский городок, где возвращаются к жизни малыши с тяжелыми врожденными заболеваниями. Сам отец Лонгин в последние годы перенес три инфаркта и две операции на сердце и при этом остался жив. Он знает, почему: настоящая любовь творит чудеса.

«Однажды я отпевал молодую женщину,- вспоминает отец Лонгин.- Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка.

Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах,- говорю.- Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.

Буквально через пару месяцев к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов. Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла к нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю. Я взял ее в руки, она была холодной как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька».

Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!». Батюшка заплакал и увез Степу с собой.

«Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом - 100. Затем решили - и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал - ну это все! Но как же «все»?.. Теперь говорю, наверное, 300 будет».

Приют принимает детей со всей страны, в том числе и инвалидов. Некоторые из детей болеют ДЦП, раком. Для 50 ВИЧ-инфицированных детей построили отдельный корпус. Благодаря стараниям батюшки в приюте появились и великолепные медицинские кабинеты, и самое современное оборудование. С 90-х годов отец вместе с единомышленниками построил для детей спортзал, игровые комнаты, бассейн, вольер с павлинами и даже конюшню для пони. До сих пор не верите в светлых людей? Они среди нас.

Помните документальный фильм «Форпост» о монастырском детском приюте в Банченах (на украинско-румынской границе)? В фильме рассказывается история отца Лонгина (Жара) усыновившего 140 детей. Наш корреспондент отправился на границу — узнать как они поживают сейчас.

С тех пор как фильм вышел в прокат прошло почти 5 лет и за это время в Банченах произошло много событий — отец Лонгин усыновил еще 113 детей, из которых 46 ВИЧ-инфецированны. В монастыре достраивают Троицкий собор и отдельный дом для инвалидов (на 100 человек). Наш корреспондент отправился в монастырь увидеть все своими глазами. Смотрите наш фоторепортаж и слушайте рассказ отца Лонгина, настоятеля монастыря и приемного отца 253 детей:

В монастыре всегда очень рады детям. Воспитатели или сестры привозят их иногда в гости к монахам

Архимандрит Лонгин (Жар), настоятель Свято-Вознесенского монастыря в Банченах рассказывает о том как дети и монахи уживаются в вместе:


Свято-Вознесенский мужской монастырь. Раньше детский приют располагался прямо здесь


Но со временем в 4 километрах от монастыря построили отдельный комплекс. Четыре просторных корпуса, храм и даже свой бассейн


За детьми ухаживают монахини из Боянского женского монастыря (находящегося также неподалеку) и профессиональные педагоги и воспитатели


Всего в приюте 253 ребенка. Из них 46 детей с диагнозом ВИЧ


Банченский приют — это детский дом семейного типа. Все дети усыновлены или находятся под опекой отца Лонгина (Жара) — настоятеля Свято-Возн­есенского мужского монастыря и духовника женского Боянского монастыря


Четверть всех детей в приюте — инвалиды. На фото всеобщий любимец — мальчик с гидроцефалией — Нектарий


В корпусе с ВИЧ-инфецированными детьми особый режим. Дети получают необходимую терапию, усиленное питание, особый уход

Монахиня Елисавета старшая в корпусе, где живут ВИЧ-инфецированные дети, рассказывает как в приюте появилась первая девочка с диагнозом ВИЧ:


Все приютские дети ходят в сельскую школу и их в школе большинство


Днем малыши спят


Комната девочек


Комната мальчиков

Пока малыши спали старшие мальчики, главные герои фильма «Форпост», исполнили специально для читателей сайта милосердие.ру песню про маму. Солирует Роман, справа в коляске — Тарас, слева — Степан:


Старшеклассников отпустили из школы — помогать при посевных работах


Рассаду привозят их монастырских теплиц


Сегодня сажают помидоры


Дети помогают с удовольствием. Даже некоторые малыши отпросились с тихого часа, чтобы помочь в поле


На поле мы повстречались и с отцом Лонгином — он тоже принимал участие в посадке саженцев


Куда бы отец Лонгин ни пришел его всегда окружают дети!


Для детей в монастыре даже развели пони. Кто-то подарил пару, а сейчас их уже 12! Есть в монастыре и павлины!


В фильме «Форпост» рассказывается только о детском приюте, но при монастыре есть и богадельня где проживают 45 старушек (из которых 12 недавно приняли постриг), а в братском корпусе с братьями живут — 8 дедушек


За бабушками ухаживают сестры по уходу, за дедушками — монахи


Самой старенькой бабушке 88 лет


К осени при монастыре будет окончено строительство дома для инвалидов. Он рассчитан на 100 человек — в него переселятся повзрослев­шие дети-инвалиды из приюта

Более подробный репортаж о монастыре и о православии на Буковине читайте в одном из ближайших номеров журнала «Нескучный сад».

Фото и Текст: Екатерина СТЕПАНОВА

Перед вами очень интересное место. Конечно, мой слабосильный фотоаппарат не может передать всё волшебство этих бесконечных далей. Но представьте себе - там, вдали, на расстоянии всего семи километров начинается чужая страна. Когда-то эта территория принадлежала Румынии.

Но в 1939 году по странной прихоти Иосифа Виссарионовича, по согласованию с Риббентропом, на карте была проведена прямая линия, и румынские земли вместе со всеми румынами с их чадами и домочадцами стали вдруг советскими. А в Советском Союзе, в Черновицкой области появился Герцаевский район. Место, о котором мой рассказ - красный кружок, к которому ведет красная стрелка.

В прошлом году, совершая небольшое путешествие по маршруту Нетишин-Каменец-Подольский-Черновцы, подъезжая к конечному пункту, экскурсовод обратила наше внимание на появившийся вдали небольшой холм, на котором ярко блестели под осенним солнцем церковные купола. "Этот монастырь основал отец Лонгин, который усыновил несколько сотен детей". Этих слов для меня оказалось достаточно, чтобы появилось большое желание посетить такое необычное место. И, конечно же, если очень захотеть - всё получается!

В этом монастыре я побывала уже несколько раз. Знаю, что у некоторых, при слове "монастырь", сразу же пропадает всякий интерес к подобным писаниям. Но, уверяю вас, что это совсем-совсем необычный монастырь. Поэтому прошу - не "переключайтесь", а досмотрите и дочитайте до конца.

Итак, Черновицкая область, Герцаевский район, село Банчены. Рядом, на горе был пустырь. И именно здесь, в 1994 году отец Лонгин (тогда еще отец Михаил), вместе с четырьмя монахами заложил первый камень собора. Трудно поверить, что спустя 18 лет здесь вырос огромный комплекс Свято-Вознесенского мужского монастыря.


Каждый раз, приезжая сюда и проходя через надбрамные ворота,

возникает ощущение, что я попадаю на территорию, которая называется "Рай". Благоухающие цветы и фонтаны, которыми занята вся территория, между которыми высятся аккуратные и очень красивые монастырские здания. А ведь всего 19 лет назад здесь был пустырь.

Не в праздничные дни территория практически пустынна. При первом моём посещении, увидев сидящих пожилых женщин у небольшого домика, я подошла к ним. Хотела расспросить о том, как и когда можно увидеть отца Лонгина. Обратите внимание на интересный столб справа от здания. Это голубятня.


Одна из старушек была безногая. Оказалось, что это богадельня. Здесь живут немощные старушки, большинство из которых - инвалиды, с нелегкими судьбами, оказавшиеся не нужными ни детям, ни государству.

Если бы вы только смогли увидеть, как заискрились глаза этих женщин, при моем упоминании имени отца Лонгина.


Кроме старушек, здесь же живут и дедушки-инвалиды. Живут они на попечении у монахов в этом здании.


Прохаживаясь впервые по этим райским садам меня одолевало двоякое чувство. Во-первых, чувство восторга от окружающей красоты и благолепия, а во-вторых, из головы не выходили воспоминания от всего прочитанного про монашескую жизнь: а как же заветы о жизни в простоте, нестяжании и отрешении от всего мирского? Но имеем ли мы право судить об этом? Ведь видим только внешнюю сторону этой обители. А какова жизнь в кельях, без своей воли, которая полностью подчинена настоятелю... Что знаем мы о жизни в постоянных молитвах, в постоянном труде, в постоянной борьбе со своими страстями... Так что, думаю, эта тема здесь нее подлежит обсуждению.

Зайдем лучше в Свято-Троицкий собор. Самый высокий храм в Украине. Строили храм всем миром на протяжении пяти лет. Тысячи людей со всей округи помогали при его строительстве. Конечно же, не обошлось и без меценатов. Главный благотворительный взнос внес Дмитрий Фирташ - глава Объединенного движения работодателей.

Храм расписывали самые лучшие мастера Украины. Многие фрески выполнялись по старинным технологиям.



А теперь - самое главное, ради чего я пишу этот рассказ.

Когда было построено первое здание, отец Лонгин привез сюда первых сирот. Вернее, бывших сирот, так как каждого из них он усыновлял. Первый ребенок, Ваня, был усыновлен в 1992 году. Хилый, больной ДЦП 3-летний мальчик был взят в семью из черновицкого детского дома. С него всё и началось. Когда же закончились странички в паспорте, куда записывали усыновленных детей (а их к 1994 году было уже 29), отец Лонгин начал брать детей под свою официальную опеку. Детский приют на территории монастыря рос, росло и число монахов, которые помимо церковных служб и послушания заботились об этих детях. Было принято решение построить для детей отдельные здания. Так возник детский городок в селе Молница - в 4-х км от монастыря.


Попасть внутрь можно только по разрешению отца Лонгина. И это, конечно, правильно. Зачем тревожить детей своим любопытством и ненужными расспросами. Ведь и так видно, с какой любовью сделан этот сказочный городок

.

Своих детей отец Лонгин собирал и собирает по всей Украине. Как правило, это круглые сироты, дети с диагнозом ДЦП, тяжелые инвалиды, умственно отсталые. Дети, которых никто не хотел усыновлять


Невозможно без боли думать о том, что перенесли и переносят дети-сироты. А если еще и калеки,обиженные жизнью и судьбой. И что греха таить, мы ведь даже не хотим об этом думать, не то, что представлять...


Не могу назвать точную цифру, сколько сейчас детей в городке. Примерно более 250 человек. Живут по четыре человека в комнате. Обслуживающего персонала - более сотни человек,из них большая часть монахини из Боянского женского монастыря. Остальные - квалифицированные педагоги и медики.


Дети-отказники с диагнозом СПИД, тоже собраны здесь отцом Лонгиным. И их здесь около 60! У них свой медицинский персонал, отдельный уход и, конечно же, квалифицированное лечение. И уже есть случаи абсолютного выздоровления!



Конечно же, мне очень хотелось посмотреть на ребятишек. И мне это удалось. Кто там говорит, что монахи бездельники? У монастыря есть свои поля, сады, огороды, теплицы, цветочная оранжерея и даже фермы. То есть они полностью обеспечивают себя почти всеми продуктами. А какая здесь выпечка! Испробовано купленное в монастырской лавке. Кроме того, для всех желающих есть абсолютно бесплатная монастырская столовая, где я с аппетитом вкушала овощное рагу, плов и цветную капусту в бесподобном соусе. И всё это было выращено вот на этих полях. Совместным трудом монахов, монашек и детей отца Лонгина.

Аккуратно одетых, ухоженных ребят ждал автобус, который повезет их в тот сказочный городок, где мы с вами только что побывали.
А вот и урожай. То что остается неиспользованным в монастыре, развозится совершенно безвозмездно по близлежащим интернатам, больницам и приютам.
Возле этого дома, который расположен рядом с монастырём, постоянно стоит машина скорой помощи. Здесь живут дети-отказники-инвалиды. Опекают их всё те же монахини из Боянского женского монастыря. Таскают на своих спинах, моют, кормят, поят...

Сердце заходится, когда представляешь себе, как женщина, умирающая от рака, принесла к отцу Лонгину своего сына-эпилептика - глухого, немого, слепого от рождения. И этот мальчик растет здесь, чувствует тепло и ласку, откликается на них, знает отца Лонгина. А когда вырастет, останется при монастыре.

А безрукий мальчик, который сам упросил отца Лонгина, посетившего детский дом, взять его к себе! Сейчас ему уже 19 лет, и вот что он говорит:

" Я считаю себя самым счастливым человеком на Земле, ведь я живу в таком месте, где все счастливы. Здесь заботятся обо мне как о сыне, как родном человеке. И самое главное - здесь не только телесная забота о таких, как я, с врожденными недугами, но и духовная. Какое место занимает владыка Лонгин в моем сердце? Главное - он мой папа. Это самый лучший человек, который может поддержать в жизни, научить самому главному, может открыть светлую дорогу к будущему. Дети здесь самые больные становятся счастливыми и красивыми. Потому что здесь много любви... Я хочу в будущем стать, как мой папа, владыка Лонгин, помогать всем нуждающимся".


"У детей-инвалидов в глазах - жажда жизни. Конечно же, они хотят жить, как и любой человек… И не все люди понимают, ценят ту жизнь, которая им досталась. А ребятишки без рук, без ног, с другими тяжелыми диагнозами – жить хотят и говорят, что самое главное, что у них есть жизнь. Если честно, это грустно и жестоко… и то, что они говорят вызывает слезы, вероятнее, они просто не понимают всей тяжести своего состояния и готовы бы были отчаяться, но, как и все дети – чисты, наивны и абсолютную несправедливость принимать не умеют и отчаянно хотят верить в чудо. Батюшка, благодаря своему большому, доброму сердцу, своей самоотверженной, безграничной, искренней верой доказал им, что существует это чудо. И есть настоящая, нелицемерная доброта, бескорыстность, чистота, любовь на свете, а не только зло, несправедливость, жестокость, боль, страдания… И кто-то может просто любить, делать добро, не требуя ничего взамен. И, возможно, от осознания этого, цепочка несчастий, людского жестокосердия на этих ребятишках прервется, потому что кто-то однажды не ответил злобой, равнодушием, пренебрежением, так часто встречающимися в нашем мире, а протянул руку, накормил, одел, подарил любовь и стал добрым, заботливым папой, чего не смогли дать даже родные родители" http://www.diveevo.ru/311

Отец Лонгин, настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря, Герой Украины и много-много-многодетный общий ПАПА. За огромное сердце которого хочется молиться и молиться. Три инфаркта, операции на сердце, химиотерапия - такова цена этой безразмерной, безграничной, неземной ДОБРОТЫ, ВЕРЫ и ЛЮБВИ.

Маленькая справка: Отец Михаил. После пострига, т.е.принятия монашества,отец Лонгин. В миру - Михаил Васильевич Жар. Почему Лонгин? Лонгин - это имя одного из воинов Пилата, который стоял на страже при распятом Иисусе Христе. Он же проткнул ребра Спасителю. Капля крови попала воину в глаза и он прозрел - стал истинным христианином. За свои проповеди пострадал - "...во главу усечен был". Воин Лонгин возведен в ранг Святых.

А теперь у меня к вам просьба. Пожалуйста, найдите время и посмотрите документальный фильм "Форпост"до конца. Я бы назвала его не "Форпост", а "Познай самого себя".

"Cжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть. А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих. Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей. Даже когда свинцовые тучи радуйся. В дождь и слякоть радуйся. Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе человек!" . Епископ Лонгин (Жар)

Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший… 253 малыша

— …Батюшка в каком-то монастыре на западной Украине усыновил 253 малыша.

Сколько-сколько? - переспрашиваю своего собеседника.

Двести пятьдесят три, - раздельно повторяет он. - А еще построил для них дома, основал два монастыря и строит приют для инвалидов. И при этом никогда ничего ни у кого не просит.

В этом месте мой мозг окончательно «засбоил». Или это неправда, или об этом должны знать все. Или так: слишком красиво, чтобы быть правдой. И обидно, если это неправда. Способ один - узнать и увидеть все самому.

Банчены - это где?

Меня опередил Патриарх. Еще 2 октября этого года Святейший Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область побывал в доме при Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены.

«Товарищ Риббентроп, давай рубанем здесь поровнее!» - говорят, именно такими словами в августе 1939 года Вячеслав Молотов предложил своему немецкому коллеге выпрямить границу СССР, огибавшую выступ польских и румынских земель. Тот особо не возражал. Так образовался в Черновицкой области очень необычный Герцаевский район, где абсолютное большинство населения - румыны. В тех краях и стоит село Банчены, и Свято-Вознесенский монастырь неподалеку от него.

«Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, - считает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий. - Местные живут своим укладом, в румынской традиции. В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине. В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском. На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь - новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».

Руководит монастырем архимандрит Лонгин. Тот самый, кого две с половиной сотни детей называют папой. Это правда, которая невероятней выдумки.

Монастырь на пустыре

Наша история началась всего 17 лет назад, - рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. Рассказывает он на русско-украинско-румынской смеси языков. Местные так говорят с приезжими почти все. Между собой - как кому удобно говорить и понимать. Такой тебе своеобразный маленький Вавилон. - Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили - до пострига он служил по соседству, в храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много. Кто жил в окрестных селах, приходили на стройку, работали. Кто подальше, помогали, чем могли: и кирпичом, и бревнами, и продуктами, и деньгами.

Свято-Вознесенский мужской монастырь. Фото: Екатерина Степанова

Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…

Так у нас же дети, потому и пони, - отец Амфилохий, как опытный экскурсовод предвосхищает мой вопрос. - Сначала приют был в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним, можно сказать, на стройку. Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры начали заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах - мужской монастырь (в нем сейчас - 86 монахов), в Боянах - женский (в нем - 120 монахинь), а в Молнице - детский приют. Отец Лонгин - духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.

«Усiх дiтей любити надо!»

Лонгин - это монашеское имя. На самом деле его зовут Михаил. Михаил Васильевич Жар. Ему всего-то 46 лет, из них 20 воспитывает сирот.

Банченский приют. Фото: Екатерина Степанова

Идея приюта чья? Ваша?

Божья, - говорит так, что веришь. Вере ведь, в принципе, и не требуется никаких доказательств. Да и какая разница, кто первый решил собрать никому не нужных детей, кормить их, нянчить, лечить, учить грамоте и вере?

История появления в монастыре первых детей уже стала местным преданием. У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. В начале 90‑х время было голодное. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Медсестры в благодарность решили показать батюшке, кому идет это молоко. Условия, в которых находились дети, потрясли отца Михаила. Он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют, а отец троих детей, рожденных в браке, стал отцом пятерых. Потом отец Михаил усыновил еще 27. А затем в его паспорте кончились страницы, куда записывают детей. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их по всей области. Поедет куда-нибудь по делам - обязательно привезет.

Однажды отпевал я молодую женщину, - вспоминает отец Лонгин. - Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, - говорю. - Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.

Как-то к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов.

Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, - говорит отец Лонгин с мягким, певучим румынским акцентом. - Я взял ее в руки, она была такой холодной, как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.

Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Тут, в детском доме, мальчик стал читать книги. Много книг. Теперь ему нравится спорить. Матушка Елизавета ласково называет его «философом».

А его друга Ромку - «музыкантом», потому что тот играет на синтезаторе, который поставили - специально - рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него - ДЦП.

Но тут атмосфера такая: никто несчастным или ненужным себя не чувствует.

А что еще детям надо? Только чтобы любили тебя таким, каким ты есть.

Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом - 100. Затем решили - и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал - ну это все! Но как же «все»?.. Теперь говорю, наверное, 300 будет.

Это отец Лонгин строит планы на будущее. Свое и своих детей, будущих тоже.

Якби мог обнять всех сирот на земле, я б це зробив, - когда он сильно волнуется, то слова по-русски и по-украински у него получаются вперемешку. - Они немощны. Их любить надо. Усіх дітей любити надо. А цим ще й допомогти, щоб вижили. Я не могу без них! Вони - моє лекарство. Не було б їх зі мною, зря б на земле тогда жил.

Он почему-то не боится усыновлять детей с ДЦП. Странный, правда? Потом стал собирать тех, на кого даже врачи рукой махнули: мол, не жильцы. Да-да, я о СПИДе.

Когда СПИД отступает

Таких сегодня в приюте 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. «За счет» особого контингента священника статистика «детского СПИДа» во многих областях Украины понизилась, а в Черновицкой - возросла. Это же статистика, цифры, запятые. Какое ему и нам всем до нее дело, правда?

В корпусе с ВИЧ-инфецированными детьми особый режим.

В приюте дети получают всю необходимую терапию, здесь для них - отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта открыт региональный СПИД-центр, который сотрудничает с фондом «АнтиСПИД» Елены Франчук. Батюшка, кстати, сотрудничает с огромным количеством людей. Не только в Украине. Вот, например, тому, кто побывал в любом детдоме Украины, здесь в приюте что-то кажется странным в одежде детей. Да и одежда новая, не застиранная, по размеру. Ведь обычно в детских домах дети носят так называемую «благотворительную помощь», то есть, «секонд хенд». А здесь батюшка заключил контракт с турецкой фирмой на поставку одежды для детей. Новой и по размеру!

Как в приюте оказались дети со страшным диагнозом?

Очень просто. В доме малютки отец Лонгин увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Санитарки от нее тоже шарахались. В патриархальном западноукраинском обществе слова «СПИД» и «смерть» - где-то рядом.

Когда я увидел ее, мне стало очень больно, - вспоминает священник. - Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.

Думаю, в ту ночь отец Лонгин не спал, вспоминая эту двухмесячную девочку. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, девочка.

Маленькая Лариса - так ее звали - приняла крещение, сейчас она Филатея. Здесь, в приюте, девочка прошла курс ретровирусной терапии. Доктора были очень удивлены, увидев недавно ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Теперь Филатея живет с остальными ребятами, перешла в пятый класс.

Как это делается?

Отца Лонгина в Банченах боготворят. Он дает людям надежду. Жить как люди. И не только тем, что воспитывает детей.

Комната девочек. Фото: Екатерина Степанова

Ну, представьте себе, не Бог весть где появился монастырь, а затем - вернее, почти синхронно - детский городок, и села, которые рядом, стали газифицировать.

Газовую «ветку» к приюту перекинули через речку Прут. Заодно и селу досталось.

Знаю, что вы не просите помощи. Принципиально, - говорю я отцу Михаилу. - Но как получается, что у вас и у детей все есть?

Думаю, это Господь сам ложить на серце тим, хто хоче зробити добро. Дуже багато людей в Україні добрих… Которые рядом с нами.

Вспоминает, как однажды в кухне закончилось масло. И денег нет, чтоб купить, а готовить надо на столько душ! За раз на одни только салаты (примерно 15-20 килограммов овощей) - «прірва олії» расходуется.

И вдруг является какой-то человек из местных бизнесменов: «Хочу, - говорит, - помочь вашим детям, у мене своя олійниця, сулею вам приніс, беріть. Это от сердца».

Батюшка его благословил и расцеловал. Тот на радостях потом чуть ли не цистерну масла привез.

Батюшка не говорит, что первый кирпич в фундамент одной из колоколен монастыря закладывал в 2004‑м тогдашний премьер-министр Украины Янукович. Потом еще приезжал, привез гостинцев детям и домашний кинотеатр. А президент Ющенко наградил его орденом. Орденоносному батюшке решать вопросы легче. Газ в приют протянули не без помощи Юрия Бойко и Игоря Бакая. Достучаться так высоко тоже надо уметь.

Монахини рассказывают, что «ще одна жінка, котра помогти дітям хотіла, корову привела, а друга - увесь пай, два гектари, віддала».

На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку.

В угодьях монастыря, кстати, чего только нет: поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми.

Что получается?

Трехэтажные здания, светлые окна, мраморные лестницы, причем оборудованные подъемы для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться. Это и есть детский дом семейного типа. Каждый дом - разного цвета. Розовый, желтый, синий…

Внутри паркет устелен коврами. Не ковролином, а настоящими мягкими коврами.

Стены увешаны картинами: природа, религиозные сюжеты. Везде - аквариумы с рыбками. Птички поют. Много зелени. А вокруг зданий - невероятное количество цветов.

Дети живут по четыре-шесть человек в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 - монахини, остальные - оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды - все украшено цветами. На газонах - фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе - игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы - отца Лонгина - ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.

Разве монашеское это дело - детей развлекать?

Монашеский путь и семейный - очень разные, - соглашается отец Лонгин. - И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много добра. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель - и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол!» - как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это - грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.

Что будет?

Старшую воспитанницу, «доню», года четыре назад первой выдал замуж за хорошего парня, кстати, из соседнего села. Столы накрыли, гостей позвали - наверное, с тысячу приехало. Или больше. Весь район гулял.

Через год - опять свадьба: другую дочку выдавал. Потом еще…

А сколько еще свадеб предстоит, где «тато Михайло» будет сидеть на почетном месте, как и положено отцу, и гордиться «своїми дітьми»!

Ось тоді буду спокійний, як вони усі сімейними стануть. І на свята до мене з’їдуться!.. Оце щастя! - мечтательно говорит священник.

Конечно, скептик скажет, что врачи могли ошибиться с диагнозом маленькой Ларисы. Как в еще пяти случаях. Конечно, дети, излечившиеся от ДЦП, плавая в настоящем бассейне на территории семейного дома, ничего не доказывают. И уж, само собой разумеется, что вера в Господа и молитвы отца Лонгина, монахов и монахинь его монастыря, которых дети называют «мамами», помощь всех, кто почти 20 лет им помогает, тут ни при чем. Не буду спорить. Тогда и вы не спорьте, что отец Лонгин, берущий без разбору на кормление и воспитание детей с «букетами» болезней - от ДЦП до СПИДа с врожденным гепатитом - и даже если не спасающий их от смерти, то продлевающий им жизнь в заботе и любви, - святой человек. Договорились?

К 46 годам отец Лонгин перенес три инфаркта и две операции на сердце. Кто-то держит его на нашей грешной земле… Вы, случайно, не знаете - Кто?

Виктор Бузиян /

Отец Лонгин, которого в миру называют Михаил Жар, известен на всю Украину как монах-усыновитель . Архимандрит имеет множество наград, как церковных, так и государственных, но величайшим своим сокровищем священник считает детей. Уже имея троих собственных отпрысков, сердобольной мужчина начал усыновлять и удочерять малышей из детских домов .

Позже, когда место в паспорте закончилось, священнослужитель стал брать детей под опеку. Сегодня же благодаря его усилиям в селе Молница существует особый детский приют. Люди, приезжающие туда, поражаются, ведь малыши тут без преувеличения живут как в раю.

Детство самого отца Лонгина было весьма трудным и бедным. Уже в 11-летнем возрасте Михаил был вынужден работать на ферме, а когда умерла мать, бедолага остался круглым сиротой. Мужчина прекрасно знает, насколько горек сиротский хлеб!

Первые приемыши появились у священника еще в 90-х, когда у него уже было трое собственных детей. Привезя в детский дом молоко, Михаил был настолько поражен тамошними условиями, что немедля забрал оттуда с собой двоих малышей. Следующим был трехлетний Ваня, который страдал ДЦП и не мог ходить.

Сегодня уже взрослый Иван передвигается на своих ногах и безмерно благодарен приемному отцу. Ну а после него количество усыновленных Лонгином детей только росло!

Даже когда мужчина принял постриг и стал иноком, своих многочисленных отпрысков он всё равно не оставил. Поначалу многочисленные приемыши Михаила жили при монастыре, но со временем их количество лишь увеличивалось.

Архимандрит вспоминает, например, как после отпевания молодой женщины узнал: четверо ее сыновей остались сиротами. Идти мальчикам было некуда, на дворе стояли зимние морозы. Так у Лонгина стало на четырех воспитанников больше.

Совсем скоро детей в монастыре оказалось больше, чем взрослых. Поразмыслив, иноки решили создать для малышей приют. Стройка началась в селе Молница.

Где-то в то же время в расположенном неподалеку селе Бояны при приходе появилась женская монашеская община. Сегодня отец Лонгин является духовником сразу двух монастырей, мужского и женского. А совсем рядом, в Молнице, расположен детский приют, где живут сотни воспитанников Михаила.

В приюте есть три жилых корпуса: один для мальчиков, другой для девочек, а третий для ВИЧ-инфицированных крох. Малыши здесь ни в чём не нуждаются, здания оборудованы всем необходимым, в том числе даже подъемниками для тех детей, кому тяжело передвигаться самим.

Ковры, хорошая мебель, множество игрушек, музыкальные инструменты, собственный спортзал и даже бассейн - не зря восхищенные посетители как-то назвали приют «пряничным городком»!

Поначалу монастырям много помогали спонсоры. Помощь идет и сейчас, но за годы существования иноки создали свое хозяйство, где трудятся и они, и дети из приюта.

В результате продуктами монастыри и приют обеспечены с лихвой. Образующиеся время от времени излишки монахи безвозмездно отдают расположенным неподалеку социальным учреждениям.

Сироты в созданном Лонгином приюте чувствуют себя прекрасно. Даже детям с ВИЧ тут становится лучше. Нескольким воспитанникам священника уже сняли страшный диагноз. Сам же отец Михаил, к сожалению, хорошим здоровьем похвалиться не может.

Мужчина уже перенес три инфаркта и две операции, во время одной из которых у него надолго останавливалось сердце. Кроме того, священник прошел через химиотерапию и удаление раковой опухоли.

Ниже ты сможешь увидеть фрагмент телепередачи об отце Лонгине и его детище. Глядя на эту картину, легко понять, за что люди так уважают необычного священнослужителя!