Цветовой тест Люшера — как инструмент личностной психодиагностики. Цветовой тест люшера Цветовой цвет люшера пройти

Цветовой тест Люшера

Прежде чем приступить к чтению этой книги, дважды проделайте процедуру выбора цветов.

Предварительные инструкции к проведению цветового теста

1. Перемешайте восемь цветных карточек и выложите перед собой цветной стороной.

2. Посмотрите на каждую из восьми карточек и решите, какой цвет вам нравится больше всего. НЕ ПЫТАЯСЬ связать цвет с конкретным предметом, например с тканью, одеждой, мебелью, автомобилем и т. д., выберите наиболее понравившийся вам цвет из тех, что находятся перед вами.

3. Выбранную карточку положите цветной стороной вниз слева от оставшихся семи.

4. Посмотрите на оставшиеся цвета и выберите тот, который теперь вам нравится больше всего из тех, что вы видите перед собой. Положите карточку цветной стороной вниз, слева от выбранной ранее.

5. Оцените таким образом оставшиеся цвета один за другим, пока все восемь не будут лежать в ряд цветной стороной вниз, причем слева будет лежать цвет, который вам нравится больше всего, а справа - наименее вам симпатичный.

Прочитайте слева направо номера, напечатанные на обороте карточек, и выпишите их по порядку на листе бумаги.

Соберите восемь цветных карточек, перемешайте их и снова выложите перед собой цветной стороной вверх.

6. Повторите действия с пункта второго по шестой. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сознательно вспомнить или воспроизвести ваш первый выбор. (Не следует также делать над собой сознательное усилие с тем, чтобы избежать повторения его.) Выбирайте цвета так, как если бы вы видели их впервые.

7. Выпишите номера второго выбора на тот же лист бумаги, что и первого, под уже имеющимися. (Не потеряйте листок: вам потребуются записанные ряды чисел после прочтения текста.)

Предварительная интерпретация

1. Сделав свой выбор дважды, вы получите два ряда из восьми цифр, записанных одна под другой, например:

2. Разделите каждый ряд на пары, при этом первую пару пометьте знаком «+», вторую - «x», третью - «=» и четвертую - «-». В нашем примере будут получены следующие группы:

3. Первая и последняя цифры в каждом ряду образуют пятую группу, которая помечается знаком «+/-». Это дает еще две пары:

4. Обратитесь к табл. 1 из интерпретационных таблиц, в которой дается интерпретация функций «+», и прочитайте интерпретацию для групп +5+1 и +1+4.

5. В табл. 2 представлена интерпретация для «x»-функций.

В табл. 3 приведены интерпретации «=»-функций. В табл. 4 приведены интерпретации «-»-функций. В табл. 5 приведены интерпретации «+минус» функций.

6. Теперь, когда сделанные вами цветовые выборы записаны, следуйте дальше и прочитайте текст. Затем, если посчитаете это необходимым, вы можете перегруппировать и пометить ваши выборы так, как описано в главах 3 и 4, и проделать более исчерпывающий анализ.

Психология цвета

Цвет окружал человека и воздействовал на него с незапамятных времен, однако только сравнительно недавно мы смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делаем сегодня. До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, как правило, органического происхождения. К тому же все они были весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свои жизни за то, чтобы римский император мог носить мантию темно-красного цвета, его же подданные должны были довольствоваться неотбеленным хлопком или льном, кожей или шерстью.

Только в последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем - каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. Сегодня существуют тысячи цветов всех мыслимых оттенков и интенсивности, легковоспроизводимых практически для любых целей. Действительно, теперь мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека - неоновые огни, обои и цветное телевидение, - которые либо завораживают, либо раздражают нас.

Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. С поступлением новинок в продажу большая часть исследовательской работы, однако, протекала в рамках метода проб и ошибок. Производитель сахара знает, например, что не должен продавать свой продукт в зеленой упаковке, а косметические средства в коричневой таре останутся на полках еще долгое время после того, как раскупят все прочие. Природные цвета исподволь оказывают на нас свое влияние, и это воздействие отражается в глубинах нашей физиологической и психологической конституции. Что-то покупая, мы свободны в своем выборе, в проявлении личных предпочтений и антипатий, вкусов и обычаев.

Производитель должен изучать с этой точки зрения спрос, чтобы обеспечить себе успех и выйти победителем в нелегкой конкурентной борьбе. Если он занимается производством сахара, то знает, конечно, что должен упаковывать свою продукцию в голубую тару или, по крайней мере, голубой цвет должен заметно присутствовать на его упаковке; что следует решительно избегать в данном случае зеленого цвета. Однако маловероятно, что производитель знает почему: психологическое ощущение, связанное с синим цветом, это ощущение сладости , зеленый же связан с ощущением вязкости , ну а кто хотел бы есть вяжущий сахар? Авиатранспортная компания, чьи пассажиры отказываются летать любым другим самолетом, может иметь наивысшие показатели по безопасности, или лучшие самолеты, или самых вежливых стюардесс, но с равной вероятностью они могли прибегнуть к услугам хорошего консультанта по цвету. Там, где цвета для отделки салона выбраны правильно, даже эмоционально-устойчивые пассажиры испытывают меньшее нервное напряжение и переносят полет более спокойно.

В произведениях живописи или на цветных фотографиях психологическая значимость цвета обычно менее очевидна, потому что вовлекается большое количество других факторов, таких как сюжет, соотношение форм или фигур, специфика всей цветовой гаммы, образование и компетентность зрителя, особенности его эстетического восприятия. Иногда можно определить личные пристрастия художника, когда особое ударение делается им на одном или двух цветах, например Гоген был одержим желтым цветом в поздний период творчества. Когда же используется много цветов для создания некого целого, то именно эстетическое чувство, а не наша психологическая реакция на определенные цвета в значительной степени оценивает это целое и определяет, нравится оно или нет.

В случае с единичными цветами можно быть намного более точными, особенно когда цвета были тщательно отобраны с точки зрения их точной ассоциации с физиологическими и психологическими потребностями, как это имеет место в цветовом тесте Лютера. В этом случае предпочтение одного цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души, гормонального баланса или того и другого. Чтобы увидеть, почему это может быть так, почему это отношение является универсальным и почему оно существует независимо от расы, пола или социальной среды, необходимо вспомнить, что человек длительное время был открыт природным цветам.

Происхождение значения цвета

Изначально жизнь человека определялась двумя факторами, находящимися вне его контроля, - днем и ночью, светом и тьмой. Ночь приносила с собой условия, при которых всякая деятельность должна была прекращаться, поэтому человек отправлялся в свою пещеру, закутывался в меха и засыпал или же взбирался на дерево и устраивался там возможно удобнее, ожидая наступления рассвета. День создавал условия для деятельности, так что он снова отправлялся в путь, чтобы пополнить свои запасы пищи и фуража, или охотился, чтобы добыть еду. Ночь приносила с собой пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день - возможность действовать, повышение скорости обменных процессов и секреции гормонов, таким образом, обеспечивая человека и энергией, и побудительными мотивами. С этими двумя условиями связаны такие цвета, как темно-синий (ночь) и ярко-желтый (день).

Темно-синий, следовательно, является цветом спокойствия и пассивности, ярко-желтый - надежды и активности. Но по причине того, что эти цвета представляют ночную и дневную обстановку, они являются факторами, которыми человек не может управлять; они воздействуют на человека, и, следовательно, характеризуются как гетерономные цвета, т. е. цвета, которые регулируют извне. Ночь (темно-синий) заставляла деятельность приостанавливаться и усиливала состояние покоя; день (ярко-желтый) позволял деятельности совершаться, но не принуждал к ней.

Тест Люшера — это психологический тест цветовой психодиагностики личности позволяет измерить субъективные состояния человека, а именно его коммуникативные способности, стрессоустойчивость и активность. По результатам теста Люшера можно дать рекомендации о том, как избежать стрессов и выявить профессиональные качества личности.

Поскольку выбор цветового набора происходит неосознанно, то мы можем выяснить, каков характер и личностные черты тестируемого в реальности, а не то, каким он себя представляет, или же каким он хочет казаться в обществе.

Возможно, Вам так же будет интересно пройти онлайн.

Настоящий полный цветовой тест Люшера (Lüscher Farbwahl Test), включает в себя 72 цветовых оттенка, 7 форм и состоит из трех субтестов. Но помимо этого существует еще одна кратка версия так называемый восьмицветовой тест Люшера, который разбит на два субтеста и как это понятно из названия 8 цветовых карточек. Сам же автор оригинального теста Макс Люшер утверждает, что краткая версия не может дать точных результатов. Тем не менее в психодиагностической практике и в интернете на сайтах онлайн тестов краткая версия используется чаще всего. Поэтому далее рассмотрим именно эту версию так, как в ней сочетается простота и быстрота тестирования и допустимая степень информативности результатов.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета основывается, в первую очередь, на теории о том, что каждый цвет можно ассоциировать с определенным символическим значением:

  1. Синий цвет. Означает спокойствие, удовлетворенность, мягкость и привязанность.
  2. Зеленый цвет. Символизирует целеустремленность, упорство,самоуверенность, уважение к себе.
  3. Красный цвет. Символизирует активность, силу воли, агрессивность, напористость, стремление властвовать, сексуальность.
  4. Желтый цвет. активность, склонность к общению, любознательность, оригинальность, позитивность, честолюбие.

Второстепенные цвета и их ассоциативное значение:
№5 — фиолетовый; №6 — коричневый; №7 — черный; 0 — серый
Данные цвета являются символом группы негативных тенденций: тревога, стресс, страх и огорчение.
При этом важное значение имеет номер позиции, которую занимает цвет.

Пройти тест Люшера онлайн

Выберите приятный для Вас цвет, кликнув по нему левой кнопкой мышки. Не привязывайте выбор цвета к чему либо, Вашей одежде и тп. Просто выбирайте цвет который Вам наиболее приятен. Это важно.

Первая выборка из двух.

Цветовой тест Люшера является одной из наиболее популярных проективных методик. Цветовая психодиагностика, которую позволяет проводить тест Люшера, направлена на эффективное выявление психоэмоционального состояния людей разных возрастов.

Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы о существовании тесной взаимосвязи между психическим состоянием и цветом. Психологи давно искали эффективную методику, которая давала бы возможность правильно интерпретировать цветовой выбор испытуемых, но впервые это удалось сделать швейцарскому психологу-психиатру Максу Люшеру в середине прошлого века. Сегодня тест Люшера входит в арсенал любого практикующего психотерапевта и является качественным инструментом психодиагностики. Вы всегда можете пройти его онлайн на нашем сайте, а также получить краткую интерпретацию совершенно бесплатно.

Инструмент для личностной психодиагностики

ЦТЛ (или Цветовой тест Люшера) впервые был описан в 1948 году. Он сразу принёс своему автору всемирную славу. Проективный тест Люшера даёт представление о склонности человека к определённой деятельности, о преобладании того или иного настроения, выявляет наиболее устойчивые черты личности.

Какой бы ни была цель психотерапевта, цветовой тест Люшера требует серьёзного опыта в интерпретации. При публикации этого теста автор не раз подчёркивал, что этот метод отлично работает лишь при использовании стандартизированного набора цветовых стимулов.

К сожалению, многие современные специалисты в области психологии пренебрегают инструкциями автора теста и занимаются самостоятельной расшифровкой. В результате интерпретация теста часто оказывается недостоверной и не вызывает доверия клиентов. Поэтому вам надо либо найти специалиста, который сумеет правильно продиагностировать вас по ЦТЛ, либо пройти этот тест онлайн, ограничившись краткой расшифровкой.

Краткое описание

Специалистам известно два варианта теста Люшера: краткий и полный. Оба этих варианта вы можете пройти онлайн на нашем сайте. ЦТЛ даёт возможность увидеть истоки внутриличностных конфликтов и построить адекватную систему психотерапевтических воздействий.

Обычно этот тест используют для определения психоэмоционального состояния личности. Ещё он эффективен:


Суть тестирования заключается в ранжировке предлагаемых цветов, основываясь на ощущении их приятности для себя. Человек должен поочерёдно расположить все цвета, начиная с самого предпочитаемого. Тестирование проводят при дневном освещении, используя стандартный стимульный материал. В зависимости от формы теста, человеку приходится выбирать из 8 либо 48 цветов. Восьмицветовой тест является более распространённой формой, а полный вариант ЦТЛ чаще используется в клинической психотерапевтической практике.

Сокращённый вариант

Хотите получить результат быстро, без детального анализа структуры личности? Пройдите краткий (восьмицветовой) вариант этого теста! Такая форма ЦТЛ состоит из стимульного материала в виде набора из 8 цветов. Каждому стимулу присвоен порядковый номер: 0 для серого, 1 для синего, 2 для зелёного, 3 для красного, 4 для жёлтого, 5 для фиолетового, 6 для коричневого, 7 для чёрного. Также эти цвета делятся на основные и дополнительные.

Основными цветами являются: зелёный, синий, красный, жёлтый. Они отражают наиболее предпочитаемое поведение человека и рассказывают о его склонностях. Чаще всего человек стремится расположить эти цвета на первых 5-ти позициях, хотя встречаются самые разные варианты.

К дополнительным цветам относят коричневый и фиолетовый, а также чёрный и серый. Эти цвета являются символами разнообразных негативных проявлений: тревожности, страхов, стрессов и огорчений. Значения этих цветов тоже определяются их ранжированием. Обычно их место (кроме фиолетового) находится ниже 4 позиции, но, конечно же, вы вольны ставить их туда, куда вам захочется.

Развёрнутый вариант

Если вы хотите получить развёрнутую личностную характеристику, то пройдите полный вариант теста Люшера. Он состоит из 48 стимулов в виде всевозможных сочетаний дополнительных и основных цветов. Это позволяет детально изучить отношения человека, провести глубинную психодиагностику его психоэмоционального состояния. Ключ к интерпретации этого варианта ЦТЛ находится в подсознании человека.

Значение цветовых стимулов

Зная, что тот или иной цвет означает для того или иного человека, можно многое сказать о нём. Основные психологические особенности разных цветовых типов очень точно отражают личность и предпочтения испытуемого. Цветовой тип определяется по основному предпочитаемому цвету, то есть говорят о «жёлтом» человеке или, скажем, «синем». Каждый цветотип имеет свои особенности, характеристики, предпочитаемую деятельность и даже любимое хобби и стиль одежды. Благодаря простоте и наглядности, цветовой тест Люшера часто используют как основу многих современных тестов и методик, позволяющих работать с эмоциональной сферой человека. Зная цветотип человека, можно легко подобрать ему подходящего компаньона по работе, брачного или сексуального партнёра.

Типология «цветовой личности» по Люшеру уже давно перещеголяла по популярности сам тест. Оказалось, что наши цветовые предпочтения также непосредственно влияют на мотивацию и поведение. Доказано, что молодёжь до 25 лет предпочитает красный и жёлтый цвета, а людям постарше нравятся коричневые, серые и зелёные тона. Эти цвета также выбирают молодые люди, если они разочарованы в жизни, либо страдают от невроза или физических заболеваний. Сегодня ЦТЛ с успехом используют в своей работе как семейные и детские психологи, так и врачи-психотерапевты.

В разное время цветовой тест Люшера получал самые разные отзывы: от полного восторга до резкой критики. Однако, по мнению большинства специалистов, этот тест является одной из самых ценных и интересных проективных методик.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера кроме этого основан на предположении о том, что выбор цвета отражает часто направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за маленькое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и широкую, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, чёрта его психологического состояния.

Зарубежные психологи используют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических изучениях, при советах по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования бессчётного контингента разных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который на данный момент наиболее Вам приятен. Просьба к Вам наряду с этим не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды либо автомобили,отвлечься от них. После этого из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, после этого пятью и без того до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин снова возвратитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. Наряду с этим не требуется ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как словно бы а в первый раз.

Черта цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) светло синий - символизирует самообладание, удовлетворенность;

2) светло синий-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, время от времени упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, рвение к общению, экспансивность, веселие.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать в основном первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) тёмный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в громаднейшей степени определяется их взаимным размещением, распределением по позициям, что будет продемонстрировано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели изучения возможно трактовать результаты соответствующего тестирования.

В следствии тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа более 36 000 данных исследований М. Люшер дал примерную чёрта выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства успехи цели (к примеру, выбор светло синий цвета говорит о намерении функционировать нормально, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой пытается испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают чувство испытуемым подлинной ситуации, в которой он находится, либо же образ действий, который ему подсказывает обстановка;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Но в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, к примеру, светло синий цвет (цвет спокойствия) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, рвение подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется списком номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. К примеру, при выборе красного, желтого, светло синий, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Территории (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора есть оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию потом пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. В то время, когда, к примеру, № 1 и 2 (светло синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их неспециализированная черта - субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) показывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов № 1 и 4 (светло синий и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (светло синий и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (светло синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного рвения вовнутрь, автономности, упрямства рвению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, согласно точки зрения Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (светло синий) - потребность в удовлетворении, самообладании, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность деятельно функционировать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в возможности, надеждах на лучшее, мечтах.

В случае если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за негативных событий. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. К примеру, отвергаемый светло синий цвет свидетельствует неудовлетворенность отсутствием спокойствия, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в непростых условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности рвением к достижению цели, что кроме этого содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (время от времени без четкого осознания ее деталей), ориентацию на предстоящую работу.

В случае если все эти три цвета стоят в начале ряда и дружно, то возможна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. В случае если же они находятся во второй половине ряда и поделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. В случае если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их направляться разглядывать как отвергаемые цвета, как обстоятельство тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, к примеру:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (высказываемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более либо менее обычным, в то время, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. Одновременно с этим сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда говорит о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, в то время, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Считается, что чем больше знаков!, тем прогноз негативнее.

С учетом взятых результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование по окончании таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать данные о понижении тревожности, напряженности.

Очень ответственное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (либо в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). В случае если цвета в данной позиции помечены восклицательными символами, значит велика возможность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по обычной ли схеме она выстроена?

Возможно кроме этого проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая обстановка). Нет ли между ними конфликта? К примеру, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой настоящего своего состояния.

Анализируя и трактуя результаты теста Люшера, взятую психодиагностическую данные направляться сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Лишь при таком разностороннем изучении личности возможно делать какие-то важные заключения о чертах личности, ее психологических изюминках.

То же самое направляться сказать о возможностях применения результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Но совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения разрешает с большей уверенностью делать выводы о развитии у испытуемых разных негативных состояний.

Интерпретация (расшифровка) цветных пар по Люшеру

Позиции + +. Первый цвет светло синий

1+2 (светло синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, самообладания, рвение к спокойной обстановке, нежелание принимать участие в конфликтах, стрессе.

1 +3 (светло синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное рвение к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

1 +5 (светло синий и фиолетовый) - маленькое беспокойство, потребность в узком окружении, рвение к эстетическому.

1 +6 (светло синий и коричневый) - чувство тревоги, ужас одиночества, рвение уйти от распрей, избежать стресса.

1 +7 (светло синий и тёмный) - негативное состояние, рвение к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

1 +0 (светло синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, рвение к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

2 +1 (зеленый и светло синий) - позитивное состояние, рвение к признанию, к деятельности, снабжающей успех.

2 +3 (зеленый и красный) - активное рвение к успеху, к независимым решениям, преодолению преград в деятельности.

2 +4 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

2 +5 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

2 +7 (зеленый и тёмный) - чувство обиды, злости, рвение к жесткости, авторитетности в отношениях.

2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, рвение к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

3 +1 (красный и светло синий) - деловое возбуждение, активное рвение к деятельности, впечатлениям, наслаждениям.

3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное рвение к цели, преодолению всех трудностей, рвение к высокой оценке своей деятельности.

3 +4 (красный и желтый) - деловое, легко повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, рвение контактам, расширение сферы деятельности.

3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, рвение произвести впечатление.

3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

3 +7 (красный и тёмный) - негативное настроение злость, рвение уйти из негативной ситуации.

3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное воздействие.

Первый цвет желтый

4 +1 (желтый и светло синий) - настроение в общем положительное, рвение к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых дорог решения стоящих задач, рвение к самоутверждению.

4 +3 (желтый и красный) - пара повышенное деловое возбуждение, рвение к широкой активное

4 +5 (желтый и фиолетовый) - маленькая эйфория, рвение к броским событиям, желание произвести впечатление.

4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

4 +7 (желтый и тёмный) - очень негативное настроение, рвение уйти от любых неприятностей, склонность к нужным, малоадекватным решениям.

4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное стояние, рвение выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

5 +1 (фиолетовый и светло синий) - неизвестное настроение, рвение к согласию и гармонии.

5 +2 (фиолетовый и зеленый) - бдительность, желание произвести впечатление.

5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное рвение произвести впечатление.

5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, рвение к броским событиям.

5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

5 +7 (фиолетовый и тёмный) - негативное состояние.

5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, рвение оградить себя от распрей, стресса.

Первый цвет коричневый

6 +1 (коричневый и светло синий) - напряжение, ужас одиночества, желание уйти из негативной ситуации.

6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство тревоги, рвение к строгому контролю над собой, дабы избежать ошибки.

6 +3 (коричневый и красный) - активное рвение к эмоциональной разрядке.

6 +4 (коричневый и желтый) - потеря веры в положительные возможности, возможность необдуманных решений (мне все равно).

6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, рвение к комфорту.

6 +7 (коричневый и тёмный) - негативное состояние, разочарованность, рвение к покою, желание уйти от активности.

6 +0 (коричневый и серый) - очень негативное состояние, рвение уйти от непростых неприятностей, а не бороться с ними.

Первый цвет тёмный

7 +1 (тёмный и светло синий) - очень негативное состояние, рвение уйти от неприятностей (покинули бы в покое.

7 +2 (тёмный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

7 +3 (тёмный и красный) - сильное возбуждение, вероятны аффективные поступки.

7+4 (тёмный и желтый) - очень негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

7 +5 (тёмный и фиолетовый) - напряженность, грезы о гармонии.

7 +6 (тёмный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, рвение уйти от неспокойных мыслей, негативных обстановок.

7 +0 (тёмный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, рвение сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

0 +1 (серый и светло синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, чувство враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, рвение уйти от неприятностей, а не решать их.

0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство тревоги и бдительности, рвение скрыть это чувство.

0 +6 (серый и коричневый) - очень негативное стояние, рвение уйти от всего сложного, тяжёлого, от волнения.

0 +7 (серый и тёмный) - очень негативное состояние, обида, чувство угнетенности, возможность неадекватных решений.

Позиции - -. Первый цвет серый

О -1 (серый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из негативной ситуации.

О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

О -5 (серый и фиолетовый) - маленькое контролируемое возбуждение.

О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но наряду с этим завышенная требовательность, желание достигнуть признания своей личности.

0 -7 (серый и тёмный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное рвение к деятельности.

Первый цвет светло синий

1 -2 (светло синий и зеленый) - сильное напряжение, рвение избавиться от негативного стрессового состояния.

1 -3(светло синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 -4 (светло синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 -5 (светло синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 -6 (светло синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 -7 (светло синий и тёмный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, рвение уйти из психогенной ситуации.

1 -О (светло синий и серый) - пара угнетенное состояние, тревожность, чувство бесперспективности.

Первый цвет зеленый

2 -1 (зеленый и светло синий) - угнетенное состояние неверие в свои силы, рвение уйти из неприятной ситуации.

2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, вероятны аффективные поступки.

2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство обиженного преимущества, неверие в свои силы.

2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное рвение к признанию.

2 -7 (зеленый и тёмный) - состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, понижение волевых качеств:

Первый цвет красный

3 -1 (красный и светло синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных взаимоотношений, сложившихся с родными людьми

3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, рвение к самооправданию.

3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за за неудачных попыток достигнуть согласия, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное время от времени самоограничением либидо, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 -7 (красный и тёмный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым методом, сомнение в том, что это удастся.

3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой возможности, возможность нервного истощения.

Первый цвет желтый

4 -1 (желтый и светло синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, рвение подавить отрицательные эмоции.

4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые настоящими возможностями, самооправдание.

4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство тревоги, тревоги, разочарования.

4 -7 (желтый и тёмный) - напряженность, чувство неуверенности, бдительности, рвение избежать контроля извне.

4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни утратить что-то ответственное, потерять возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

5 -1 (фиолетовый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, рвение к сотрудничеству.

5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое складываясь из-за неудач в активных, время от времени необдуманных действ!

5 -4 (фиолетовый и желтый) - бдительность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 -7 (фиолетовый и тёмный) - напряжение из-за ограничения в независимых решениях, рвение к согласию, откровенному выражению мыслей.

5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но одновременно с этим рвение к самоконтролю, приводит к некоторому эмоциональному возбуждению.

Первый цвет коричневый

6 -1 (коричневый и светло синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (настоящих и предполагаемых), рвение к самоограничению и самоконтролю.

6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, рвение к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность рвения скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного рвения к чувствственной гармонии.

6 -7 (коричневый и тёмный) - рвение уйти из подчинения, негативное отношение к разным запретам.

6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, потребностей либидо.

Первый цвет тёмный

7 -1 (тёмный и светло синий) - состояние тревоги в связи со скрываемым жаждой взять помощь, поддержку.

7 -2 (тёмный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, рвение избавиться от помех.

7 -3 (тёмный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 -4 (тёмный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни предстоящих неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 -5 (тёмный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 -6 (тёмный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, рвение сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 -0 (тёмный и серый) - рвение уйти из негативной ситуации.

Первый цвет серый

0 -1 (серый и светло синий) - некоторое напряжение, рвение противостоять негативным эмоциям.

0 -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 -4 (серый и желтый) - эмоции тревожности, неуверенности.

0 -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 -6 (серый и коричневый) - рвение выйти из негативной ситуации, пара завышенная самооценка.

О -7 (серый и тёмный) - рвение выйти из негативной ситуации, надежда на хорошие возможности в будущем.

Макс Люшер составил особую таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в различных позициях, предполагающие отражение распрей, переживаемых испытуемыми (не касаясь обстоятельства, мотивов этих распрей). Две первые и две последние позиции с комплектом цветов, отражающие важные конфликты.

Тест Люшера. Как правильно расположить цвета

Тест Люшера является одним из самых любимых тестов психологов. Однако, нередко его используют работодатели при подборе кадров. Это не удивительно, ведь, он несет много информации о человеке и отнимает мало времени.

Люшер разделил цвета на две категории, по 4 цвета в каждой:

  1. Основные цвета — оранжево-красный, желтый, темно-синий, сине-зеленый;
  2. Дополнительные цвета — коричневый, серый, черный, фиолетовый.

Как правильно расположить цвета в тесте? «Аутогенная норма»(верная последовательность) цветов следующая:красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. Но лучше эту последовательность не воспроизводить, так как всем психологам она прекрасно известна. Лучше немного поменяйте местами цвета.

По какому принципу должны располагаться цвета? Сначала должны идти основные цвета, затем дополнительные. И еще, знающие люди рекомендуют ни в коем случае не выбирать синий цвет шестым!!!